Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Книга в России окончательно превратилась в медийный проект, нечто вроде шоу-герлз с элементами мягкого порно или стриптиза.
Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на ВВЦ, где только что открылась 19 международная книжная выставка-ярмарка. Уже на площади между двумя павильонами экспозиции тебя встретит снежная королева из сказки Андерсена ростом не менее 2-ух метров, живой Ленин в кепке, читающий апрельские тезисы с броневика (броневик в натуральную величину) и восточный всадник на вороном коне с тяжелым копьем.
Надо догадаться, что это Тамерлан.
Последний рекламирует некий литературный проект «Фаэтон», пять книг писательницы Татьяны Семеновой (к моему стыду, это имя мне неизвестно), «Наложница императора», «Монсегюр Хранитель Грааля», «Дочь Нефертити», «По следам инков» и самую горячую новинку «Тамерлан Копьё судьбы».
Предположим, что все книги совершенно замечательны.
Поверим отзыву хотя бы Дмитрия Быкова, который пишет, что «от книг Татьяны Семеновой невозможно оторваться, и при этом подросток (ага! Это для тинэйджеров) получает из них уйму полезных знаний во всех областях - от основ выживания и оказания первой помощи до сюжета средневекового эпоса, от азов генетики до новейших открытий в астрофизике, от ботаники и зоологии, до секретов китайской кухни».
Я остановился на этом проекте, только затем чтобы сказать о том, что современная российская книга окончательно подается как ходовой товар, как потенциальный бренд, который надо раскрутить как можно круче. И с этим подходом остается только смириться, но. Но между тем кроме уровня продажи и прибыли существует основное глубинное качество книги, которая в принципе не может быть товаром, а только лишь уровнем истины, а так же произведением искусства. Именно эти свойства сделали книгу феноменом цивилизации.
Еще каких-то триста-четыреста лет назад в сознании массового человека Возрождения не говоря уже о средневековье, существовала только одна книга, Библия. Существовали и доныне существуют народы, которые были всего лишь проекцией одной единственной книги, это в первую очередь народ Книги - евреи, и китайцы, ожившие иероглифы текста Конфуция «Луй Юнь» и книги «Дао де дзин» Лао-Цзы.
Эта сакральная природа таинства присутствует в любой книге, и оно - таинство, - не приемлет форму существования, предложенную сегодня книжным рынком. Книга, поданная как стриптиз-шоу, как раздевание тайны проституирует замысел книги, которая изначально существует как всего лишь бумажное воплощение храма. Та же Библия была компактным воплощением походной церкви, а книга о Дао - олицетворением духовной карты, где начертан путь человеческой души к совершенству.
Упомянутый выше Тамерлан был как раз первым шоуменом в истории восточной литературы, он высмеял труд виртуозов и перестал платить мастерам, которые переписывали Коран на зернышках риса. Он не понял издевки, когда возмущенный каллиграф привез к дворцу повелителя огромный Коран размером в рост человека, который привезли на арбе. Изумленный тиран осыпал насмешника золотом. Между тем эта махина была написана гневной рукой мастера за три дня, тогда как на зернышко (миниатюры) уходили годы упорного труда.
Так погибла восточная каллиграфия.
Короче, рекламный нажим, продажный натиск, наглый маркетинг, бесконечный обман простаков, рулетка рейтинга, игра упаковки, похоть беллетризма, диктат сюжета, о котором философ Ортега и Гассет сказал: манок сюжета - бесчестен и прочие ухищрения боди-арта, все это абсолютно противопоказано Библии.
А любая книга, даже самая пустая, это отчаянная попытка написать свое новое Откровение.
Что имеем в итоге?
Входим в огромный павильон книжной ярмарки, который тонет в рыночном реве, а ля Мулен Руж. Оглядываемся оторопело по сторонам. И видим - храм, куда запустили стриптизерш.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции