Товарищу Зю можно выразить искреннее сочувствие.
Запланированная руководством КПРФ на 14 сентября акция протеста против российско-американских учений потеряла всякий смысл. Совместные маневры «Торгау-2006», которые намечалось провести с 26 сентября по 4 октября на Мулинском полигоне Нижегородской области, не состоятся. «Ботинок американского солдата, как и мечтали коммунисты, не ступит на священную российскую землю». Но оппозиционная партия тут, увы, оказалась не при чем, - обидно. В минувший вторник министерство обороны России уведомило США о том, что намеченные на осень российско-американские учения не состоятся. Но не из-за протестов радикально настроенных общественных сил. По официальной версии, они переносятся на более позднее время, и этот перенос связан с «несогласованным статусом американских военных».
Правда, с данным сообщением, как и с причинами отмены учений, в тот день произошла настоящая путаница. Почти, как с информацией о шоу Мадонны. Сначала одно уважаемое информационное агентство, со ссылкой на российское военное ведомство, сообщило, что учения не состоятся из-за того, что «российская сторона не имеет возможности предоставить американскому персоналу запрашиваемый статус, так как отказ от осуществления Россией своей юрисдикции в отношении пребывающих иностранных контингентов противоречит законодательству РФ». Другое, не менее уважаемое информационное агентство, со ссылкой на то же ведомство, заявило, что «в Минобороны РФ не подтверждают распространенную некоторыми СМИ информацию об отмене российско-американских учений Сухопутных войск «Торгау-2006». Наконец, еще одно агентство в конце дня поставило последнюю точку в этих противоречиях. «Проведение российско-американских учений «Торгау-2006» не предоставляется возможным в связи с неурегулированностью вопросов о пребывании иностранных военнослужащих в РФ», передали его корреспонденты, сославшись на Управление информации и общественных связей Минобороны России.
Что же произошло в реальности? И откуда вся эта путаница?
Противоречия в сообщениях возникла из-за стремления конкурирующих между собой СМИ во чтобы то ни стало обогнать коллег по информационному цеху. И первая версия была выдана на агентские ленты на основании устных предположений, которое высказал один из высокопоставленных военных чиновников. Опровержение последовало из-за того, что документа, подтверждающего отмену и перенос учений, в реальности еще не существовало. И когда он появился, можно было уже передавать достоверную информацию, не опасаясь последующих опровержений. Что и сделали корреспонденты последнего агентства. А формальным поводом к отмене учений действительно стала неурегулированность статуса иностранных войск на российской территории. Подчеркнем, именно формальным поводом.
Статус иностранных войск на территории России пока законодательно не определен. Вернее, правовое положение об этом статусе еще не вступило в законную силу. 21 апреля 2005 года наша страна подписала «Соглашение о статусе сил между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира». Это соглашение определяет юрисдикцию иностранных воинских контингентов во время их пребывания на чужой территории, их ответственность за возможный ущерб, допущенных в ходе проведения тех или иных мероприятий, регулирует процесс их временного пребывание на учениях в другой стране, а так же проведение ими миротворческих и антитеррористических операций. Но пока Государственная Дума не ратифицировала этот документ. Он не согласован с Советом Федерации, не подписан президентом, не опубликован в открытой печати, а, значит, и не может действовать.
К чему это может привести? Для примера вспомним историю с убийством в Новороссийске 10 сентября 2001 года итальянским военным моряком Джузеппе Пиллеро российского семнадцатилетнего парня Александра Розенбаха. До сих пор не известно, кто виноват в пьяной драке между местными подростками и восемью моряками с итальянского вертолетоносца «Витторио Венето», зашедшего в наш порт с «визитом дружбы». Только факт остается фактом. Российские правоохранительные органы остались в стороне от следствия по этому делу. Итальянец на своем крейсере благополучно вернулся домой. И только сейчас, пять лет спустя, суд города Таранто принял к рассмотрению иск родственников погибшего русского парня к убийце в итальянской военной форме. И все равно никто не даст гарантии, что справедливость в этом суде, в конце концов, восторжествует.
Для того, чтобы подобные происшествия не повторялись, и подписано соглашение о правовом статусе иностранных войск на территории России. Но вот загвоздка. Вашингтон всегда требовал и продолжает требовать для своих военнослужащих исключения из правового поля тех государств, на земле которых они находятся. Джи-ай, считают они, должен и будет судить только один суд - американский. Это не значит, что он будет более снисходителен к собственным солдатам и офицерам. Примеры с рядовой Линди Ингланд и ее сослуживцами, издевавшимися над заключенными в иракской тюрьме Абу-Грейб и получившими за такие преступления длительные сроки заключения, наглядно доказывают этот факт. Но, тем не менее, суверенитет страны, где произошло подобное преступление, неспособной по тем или иным причинам наказать военного преступника-иностранца в собственном суде, понятно, конечно же, оказывается сильно ограниченным или, если не сказать сильнее, крайне ущербным.
Уважающая себя Россия подобного ограничения собственного суверенитета допустить не может. Не могут «поступиться принципами» и США. Что же больше никаких учений с участием американских войск на территории нашей страны не будет? Их теперь станут проводить на «нейтральной территории»? И у товарища Зю вместе со своими единомышленниками не появится причин протестовать по этому поводу? Наверное, нет. Договориться всегда можно, если для этого есть желание. А, видимо, желание проводить учение «Торгау-2006» у российской стороны в последний момент почему-то пропало. Почему, тоже ясно.
Несмотря на дружеские улыбки и похлопывание по плечу лидеров двух стран, как и их министров обороны, отношения между Россией и США все больше и больше заходят в тупик. Они пока еще далеки от точки замерзания «холодной войны», но охлаждение бросается в глаза все сильнее. Вот и последний визит в США, на Аляску главы военного ведомства России Сергея Иванова не принес никаких надежд на улучшение климата во взаимоотношении наших генералов, научных и промышленных корпораций, работающих на оборону. Соглашение о признании прав на интеллектуальную собственность, которое тормозит сотрудничество конструкторов нашей «оборонки» с американскими, Вашингтон не подписывает. Спекулирует на санкциях то против одной, то против другой российской компании. В абсолютном большинстве случаев не имея для этого никаких оснований, кроме Крыловского «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать».
И попытки разместить в Европе передовые эшелоны системы противоракетной обороны США тоже направлены, знают специалисты, не против «стран-изгоев Ирана и Северной Кореи», в чем не устает убеждать наивных людей Пентагон, а именно против России. Как и стремление втянуть ее в очередной раунд гонки вооружений под самыми разными «благовидными предлогами», еще раз постараться такими методами подорвать ее поднимающуюся из руин экономику. Вроде совершенно «искреннего предложения» заменить часть ядерных боеголовок на стратегических ракетах на безъядерные. «Для более эффективной борьбы с террористами».
Мы, по мнению американцев, - тоже хороши. Не поддержали их и НАТО стремление «наказать Милошевича, осуществлявшего политику геноцида против албанского населения Косово». Самоустранились от войны против Саддама, настоятельно советовали Вашингтону вообще отказаться от такой авантюры. Не удержали Пентагон и его союзников от вооруженной борьбы с талибами и воинствующими племенами Афганистана, а сегодня потихоньку злорадствуем по поводу их неудач на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Не поддерживаем антииранский курс администрации Буша, стараемся помешать США закрепиться на Кавказе и в других постсоветских странах, особенно в богатых углеводородным сырьем... Список недовольства американской элиты действиями российской власти можно продолжать бесконечно. И упреки в «зажиме демократии» - тут только бледный фон этого недовольства.
На таком негативном фоне «дружить армиями и домами», наверное, очень трудно. Но «не дружить» еще хуже. Не возвращаться же в безрадостное прошлое?! Ведь наши страны, какие бы противоречия не существовали между ними, а это, думаю, только конкурентные противоречия, а не несовместимость идеологических геополитических установок, обречены на сотрудничество. Террористическая угроза, угроза неконтролируемого распространения оружия массового уничтожения, ракетных технологий, других еще не выявленных, но приближающихся глобальных опасностей - вроде резкого изменения климата, действительно, общая для всех нас.
Мы сегодня пытаемся как-то сдержать терроризм, исходящий от арабских стран Ближнего Востока, а на подходе нищая, голодная и перенаселенная Африка. Беженцы из нее в сытую Европу в поисках работы и куска хлеба - только первые цветочки продолжающегося передела и переустройства мира, как и мусульманские демарши в благополучных странах европейского континента. Не думаю, что США и Россия останутся от этих проблем в стороне, уповая на то, что между этими накатывающимися, как цунами, проблемами и Вашингтоном пока еще лежит Атлантический океан, а Россия не так притягательна для переселенцев из Африки, как Испания, Португалия, Франция, Италия и Великобритания, не говоря уж о странах Бенилюкса... Все имеет свой предел и свою точку кипения.
Нелепо собираться за одним столом «Большой восьмерки», решать общие проблемы глобальной безопасности, договариваться о чем-то конкретном, а потом, что называется, разбежавшись по своим квартирам, тут же забыть о достигнутых соглашениях, а тем более начинать строить какие-то козни сегодняшним и завтрашним партнерам. Понятно, что всегда существовали и будут существовать собственные национальные интересы, но степень их эгоизма и амбиций должна как-то уравновешиваться пониманием взаимозависимости твоих интересов с интересами соседей по планете. С ними не всегда можно соглашаться, но не учитывать их, не делать какие-то шаги им навстречу - не рационально и, опять же, думаю, себе во вред. Как у того мужика, который выколол себе глаз, чтобы у его тещи был зять кривой.
Вот до каких «высот» довели меня, а, может, не только меня рассуждения по поводу отмены не очень больших, но все же важных совместных российско-американских учений «Торгау-2006». Впрочем, после Торгау-1945, а это дни моего появления на свет божий, тоже были годы взаимного охлаждения и отчуждения. Надеюсь, теперь они столь долго, как тогда, на радость товарищу Зю и его сподвижникам не продлятся.
А в конце небольшая доморощенная притча.
Во времена моей армейской молодости, когда я носил военную форму и офицерские погоны, воинский устав требовал от меня, как и от других военнослужащих, приветствовать друг друга при встрече отданием чести. Первым прикладывать ладонь к козырьку должен был младший по званию.
У преподавателя военного права в Академии имени Ленина мы, слушатели редакторского отделения, допытывались: а кто должен первым отдавать честь, если встречаются двое военнослужащих в одинаковом звании? Он ответил:
-Тот, кто благороднее и воспитаннее.
Наивно, наверное, ждать благородства и воспитанности от государств, обладающих самыми большими в мире запасами ядерного оружия и средствами их доставки. Но помнить об их общей ответственности за сохранение добрососедства и партнерских отношений, в том числе и между армиями, все же, мне думается, стоило бы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции