Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.
Успешно завершившийся визит премьер-министра Японии Дзунъитиро Коидзуми в Казахстан, с которого японский лидер начал свое центральноазиатское турне, отражает сложное положение, в котором пребывает японская дипломатия последних лет.
В Центральной Азии, например, у Японии есть реальные и понятные интересы. Это, если исходить из предотлетного заявления японского премьера, прежде всего энергоресурсы, поскольку полагаться лишь на Ближний Восток больше никто в мире не хочет.
Но речь не только о нефти. В Астане Коидзуми подписал с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым соглашение, касающееся мирного использования атомной энергии. Здесь надо напомнить, что по запасам урановых руд Казахстан, возможно, вторая страна мира. Есть это сырье и в Узбекистане. Впрочем, не будем забывать и о том, что Казахстан ежедневно экспортирует до 1 миллиона баррелей нефти, а к 2015 году хотел бы довести этот показатель до 3,5 миллионов. И это не единственное богатство Центральной Азии - региона, который, как это стало очевидно в последние годы, нужен всем.
Понятно, что Казахстан - ключевая держава этого региона. И по только по энергетике, не только по объему валового национального продукта на душу населения (который больше, чем в России). Казахстан - ключевая страна региона еще и потому, что это образец и предмет зависти соседей в том, что касается социального и политического развития. Казахстан дает соседям надежду на то, что и у них возможно мирное и систематическое развитие современных обществ.
То, что Япония в последние годы старается освоить Центральную Азию, понятно и ожидаемо. С Казахстаном, например, ее товарооборот вырос уже до 700 миллионов долларов в год, а японские инвестиции здесь - до 1 миллиарда. Но насколько далеко удастся здесь пойти Токио? Вопрос в том, насколько самостоятельна Япония в своей внешнеполитической деятельности в этом регионе - как и во многих других.
Не секрет, например, что объявленная в 1997 году новая внешняя политика Токио, направленная, среди прочего, на развитие отношений с крупнейшим соседом - Китаем, потерпела крах. Отношения с Китаем весьма напряженные, и вовсе не только потому, что Япония никак не может подвести должным образом итоги Второй мировой войны. Пекин видит в Японии страну, которая, после некоторых колебаний 90-х, вновь вернулась к исполнению партии второй скрипки в Азии, притом что первую играют США.
И в этом ключ всех проблем Токио. Причем не только на Дальнем Востоке положение "второй скрипки" незавидно. В Центральной Азии сегодня тоже очень невыгодно быть младшим партнером США. Провал американской политики в этом регионе очевиден: в регионе, где растет влияние таких держав, как Россия, Китай, Иран и так далее, Вашингтону не следовало пытаться играть роль учителя демократии и единственной сверхдержавы. США теперь потребуется какая-то новая политика и в Центральной Азии, а не только на Ближнем Востоке после месяца войны между Израилем и Ливаном и многих месяцев неудачной оккупации Ирака.
Возможно, этапом к выработке таковой станет готовящийся сейчас визит Нурсултана Назарбаева в США. Может быть, американской дипломатии нужна поддержка казахского лидера для восстановления позиций в Центральной Азии - на новых, более надежных и приемлемых для региона условиях.
А пока в Вашингтоне идет медленная и мучительная выработка такой политики, Японии лучше всего было бы играть в Центральной Азии самостоятельную роль и всячески это подчеркивать. Тогда Токио избежит таких проблем, как недавно в Иране. Там японские компании, подписавшие в 2004 году контракт по разработке громадного Азадеганского нефтяного месторождения, сейчас получили предупреждение от иранской стороны: если работы на месторождении не начнутся в сентябре, как это значится в контракте, то Азадеган будет передан русским и китайцам.
Может быть, если бы Японию в Тегеране не воспринимали (заслуженно или нет) как послушного американского союзника, то ситуация с контрактом воспринималась бы не как политическая, а как чисто техническая.
Самостоятельные державы нравятся всем и нужны всем. Тот же Коидзуми в ходе визита в Астану похвалил Казахстан за то, что эта страна, "находясь между Китаем и Россией, также сохраняет очень хорошие дипломатические отношения с США, странами Евросоюза. Хотел бы выразить глубокое уважение сбалансированной внешней политике Казахстана" Ответ Назарбаева был тоже очень характерен: "мы наблюдаем и приветствуем активизацию японской дипломатии в центрально-азиатском направлении". Прилагательное "самостоятельной" здесь не прозвучало, но отчетливо угадывалось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции