День российского кино
27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. С этого времени вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. В ознаменование этого события Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1979 был установлен День кино. Он праздновался ежегодно 27 августа. С 1986 года - с начала государственной, общественной и кинематографической перестройки празднуется как День российского кино. Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895-го года в Париже, на бульваре Капуцинов. В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».
Длился первый российский фильм всего семь минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин». К современному отечественному кинематографу сегодня отношение неоднозначное: многие утверждают, что кино в стране находится в кризисе, многие же, напротив, видят изменения в лучшую сторону: стало появляться больше серьезных картин, возрос зрительский интерес, чувствуется поддержка, прежде всего финансовая, со стороны государства. У российского кинематографа есть огромный творческий потенциал, талантливая молодежь и свой преданный зритель. Есть все для развития лучших традиций российской киношколы, которая всегда славилась глубокой драматургией, неподражаемой актерской игрой, сильной режиссурой.
День шахтера (отмечается в последнее воскресенье августа с 1947 года)
Начало горному делу в России было положено во второй половине XV века при великом князе Московском Иване III. Первая экспедиция по поиску полезных ископаемых отправилась в Печорский край искать полезные ископаемые еще в 1491 году. К концу XIX века горное дело занимает главное место в ряду других отраслей российской промышленности. В связи с развитием металлургии, железнодорожного и водного транспорта потребность в угле резко повысилась. Началось строительство угольных шахт в Донбассе, на Урале, в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, на Дальнем Востоке. К началу XX века добыча угля возросла с 121 тысячи тонн в 1860 году до 12 миллионов тонн в 1900 году, а в 1916 году достигла 34,5 миллиона тонн. В 1935 году в угольной промышленности зародилось стахановское движение. Инициатор этого движения забойщик шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексей Стаханов показал, что при надлежащей организации труда, умелом использовании техники можно резко повысить производительность труда.
В конце 1980-х годов в экономике в связи с общим хозяйственным кризисом в стране рушилась финансовая система, общее падение производства привело к значительному уменьшению потребности в угле. Недостаток средств госбюджета, физический и моральный износ горношахтного оборудования, кризис социальной сферы - все эти негативные явления нарастали. В начале 1990-х годов угольную отрасль потрясли мощные забастовки. Единственным выходом стала реструктуризация всей угольной отрасли. В противном случае угольная промышленность России рухнула бы в течение нескольких лет, и наша страна, имеющая колоссальные запасы угля, была бы вынуждена закупать уголь за границей, а сотни тысяч горняков лишились бы работы. Для сохранения угольной отрасли нужны были решительные меры. Начало им положил Указ президента РФ от 30 декабря 1992года «О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности». Возглавить работу по реструктуризации угольной отрасли было поручено созданной в апреле 1993 года компании «Росуголь».
В кратчайшие сроки были разработаны «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России», утвержденные правительством РФ. Основу производственного потенциала российской угольной промышленности первого-второго десятилетия XXI века должны составить высокопроизводительные комплексно-механизированные угледобывающие предприятия, в результате реструктуризации производственного потенциала отрасли количество шахт должно сократиться до 90-100 предприятий, а разрезов - до 60-65. Их суммарная добыча составит 290-340 миллионов тонн в год. Возрастет экологичность угольного производства, безопасность и привлекательность труда шахтеров.
110 лет назад (1896) родилась Фаина Георгиевна Раневская, актриса, народная артистка СССР
Фаина Раневская родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах.
В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик.
В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992). Умерла Фаина Григорьевна Раневская в Москве 19 июля 1984 года, похоронена на кладбище Донского монастыря. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
96 лет назад родилась мать Тереза
Мать Тереза - монахиня римской католической церкви, основательница и верховная настоятельница Ордена Милосердия. Тереза родилась 26 августа 1910 года в Скопье, ныне Македония, в благополучной семье выходцев из Албании. Албанка по национальности, мать Тереза, в миру - Агнес Гонджа Бояджиу, родным языком считала сербский, довольно хорошо понимала русскую речь. В возрасте 12-ти лет решила посвятить себя миссионерской деятельности. В 18-летнем возрасте приняла постриг и вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето» в Ирландии. В 1929 году прибыла в Индию, где в течение 20-ти лет преподавала географию в миссионерских школах для девочек, заведовала Высшей школой «Святой Анны». Работала в калькуттских трущобах, в приютах для умирающих, сирот и брошенных детей, больницах и школах, а также в Эфиопии во время засухи, в Гватемале после землетрясения, в Бейруте. В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков.
В 1987, 1988 и 1989 годах по приглашению Советского комитета защиты мира посещала СССР, где была награждена почетной медалью СКЗМ «Борцу за мир». В октябре 1950 года в Калькутте мать Тереза основала «Орден Милосердия», которым бессменно руководила в течение 47 лет, оставив свой пост в апреле 1997 года. Мать Тереза - доктор богословских наук. Награждена премиями мира Иоанна 23-го в 1968 году, Джавахарлала Неру в 1972 году, Нобелевской премией мира в 1979 году, в декабре 1992 года ей была вручена международная премия имени Льва Толстого, учрежденная российским детским фондом; в декабре 1993 года присуждена премия ЮНЕСКО за заслуги в области образования во имя мира. С августа 1996 года 86-летняя мать Тереза тяжело болела. Умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте в возрасте 87 лет. В декабре 2002 года папа римский Иоанн Павел Второй подписал декрет о беатификации монахини. В римско-католической церкви беатификация - первая ступень канонизации усопшего, то есть приобщения его к лику святых. Это означает признание матери Терезы богоугодной, блаженной, местной святой.
51 год назад (1955) в Великобритании вышел в свет первый экземпляр «Книги рекордов Гиннеса»
История «Книги рекордов Гиннеса» ведет свой путь с 1951 года. На одной великосветской английской вечеринке возник шуточный спор о том, какая из птиц в Европе самая быстрая - золотая ржанка или шотландская куропатка. Один из участников спора, сэр Хьюг Бивер, вернувшись домой после застолья, решил собрать подобные нестандартные рекорды и издать книгу под именем своего рода - Гиннес. Для этого в Лондоне было создано агентство, регистрировавшее самые разнообразные достижения. Работа над энциклопедией была поручена братьям Норрису и Россу Макуиртерам, владельцам информационного агентства. Были рассмотрены многочисленные факты, собраны веские научные подтверждения и авторитетные свидетельства специалистов. В результате 27 августа 1955 года первое издание книги объемом 198 страниц издание увидело свет.
Позднее оно получило широко известное нынче наименование «Книга рекордов Гиннеса». Первая редакция «Книги» сразу стала бестселлером года. На следующее Рождество книга возглавила список британских бестселлеров. С тех пор это справочное издание ежегодно фиксирует сведения о выдающихся достижениях, уникальных явлениях и курьезах в мире природы и человека. Сегодня «Книга рекордов Гиннеса», известная в любом доме, продается ежегодно тиражом свыше 80 миллионов экземпляров в более чем 100 странах мира на 40 языках.
25 лет назад (1981) в автокатастрофе погиб Валерий Борисович Харламов, выдающийся советский хоккеист
Валерий Харламов - один из лучших нападающих в истории мирового хоккея. Многократный чемпион СССР, Европы, мира и Олимпийских Игр. Заслуженный мастер спорта. Кавалер двух орденов Трудового Красного знамени, ордена «Знак почета», медали «За трудовую доблесть». Награжден также знаком ВЛКСМ «Спортивная доблесть». Родился 14 января 1948 года в Москве. С 14 лет занимался хоккеем в детско-юношеской спортивной школе ЦСКА, со временем стал одним из самых заметных и перспективных хоккеистов армейской ДЮСШ. В 19 лет принят в команду ЦСКА.
Первый же сезон в высшем дивизионе советского хоккея (1967-1968) стал для молодого спортсмена «золотым». А появившаяся тогда же тройка Петров - Михайлов - Харламов (в такой «связке» игроки долгое время выступали не только в ЦСКА, но и в сборной СССР) до сих пор считается одной из сильнейших в истории мирового хоккея. Валерий Харламов обладал филигранной техникой владения шайбой, отточенным мастерством катания на коньках и маневрирования на площадке, удивительной быстротой и ловкостью. Большинство матчей команды ЦСКА проходили с аншлагом - москвичи шли «на Харламова». Был одним из самых результативных хоккеистов, лучшим бомбардиром чемпионата СССР 1971 года (40 голов) и Олимпийских игр 1972 года (9 голов). В 1972 году (вместе с А.Мальцевым) и в 1973 году - лучший хоккеист года в стране. Многократный чемпион СССР (1968-1979), Европы (1969-1979), мира (1969-1971, 1973-1975, 1978-1979) и Олимпийских игр (1972 и 1976). 27 августа 1981 года Валерий Харламов погиб в автокатастрофе близ Москвы. Похоронен на Кунцевском кладбище. В знак признания его заслуг перед клубом 17-й номер в хоккейной команде ЦСКА навечно закреплен за Валерием Харламовым, его имя увековечено в Зале хоккейной славы в Торонто.
6 лет назад (2000) произошел пожар в Останкинской телебашне
Останкинская башня построена в 1967 году для телевизионного вещания. Ее высота - 537 метров. Особенность конструкции состоит в том, что высокий и относительно тонкий корпус крепится на неглубоком, но широком и тяжелом основании. Целостность конструкции башни обеспечивается системой тросов внутри башни. 27 августа 2000 года в Останкинской телебашне произошло возгорание; потушить пожар удалось только 28 августа. Причиной пожара явилось короткое замыкание на высоте 460 метров, из-за которого загорелась оплетка высокочастотных кабелей. В результате пожара из 150 канатов предварительно напряженной арматуры натянутыми остались 29, было разрушено лифтовое хозяйство, повреждены системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, тепло- и водоснабжения, связи и сигнализации.
Погибли три человека. Телевещание на Москву и Московскую область было прервано. К 4 сентября 2000 года была восстановлена работа в эфире на своих частотах телеканалов ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, Культура, ТВ-6. С 5 сентября заработали некоторые дециметровые телеканалы. Вокруг дальнейшей судьбы телебашни разгорелась общественная дискуссия - стоит ли ее акционировать и передавать в частные руки, каким образом финансировать восстановительные работы, какому ведомству передать контроль за работой башни. Звучало, в частности, и мнение, что нет смысла тратить бюджетные средства на восстановление башни, что легче построить новую. И все-таки эта позиция не возобладала - башню решено было восстанавливать. К концу 2004 года телебашня была восстановлена, а летом 2005 года начала прием посетителей.