Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
Черкизовский рынок всегда считался одним из самых дешевых в Москве. Сюда приезжают за покупками со всего города - граждане побогаче на личных автомобилях, а иной раз и на грузовиках, пенсионеры с тележками на автобусах или метро. На огромном пространстве раскинулся огромный торговый город, почти полтора десятка рынков, под крышей и под открытым небом, каждый со своей специализацией. Две «Евразии», старая и новая, «Илиев», «Русь» с овощами и фруктами, продуктовый рынок, «Мир кожи», «Мир обуви», вернисаж и много-много складов, где цены совсем низкие.
В понедельник приблизительно в половине одиннадцатого утра в кафе на рынке «Евразия» сработало самодельное безоболочное взрывное устройство - более килограмма в тротиловом эквиваленте. Очевидцы утверждают, что видели, как из кафе выбежали двое неизвестных, оставившие там сумку, где, вероятно, и находилась бомба. Рядом стоял газовый баллон, взорвался и он. В результате обрушилась крыша торговых павильонов общей площадью 200 квадратных метров, возникла давка, и машины скорой помощи, прибывшие к месту происшествия, некоторое время не могли выехать с территории рынка. По последним данным, погибло от восьми до десяти человек, в том числе ребенок, еще 41 человек получил ранения.
Черкизовский рынок никогда не был безопасным местом. За последние годы он горел четыре раза, пожар в складских помещениях в сентябре 2005 года лишь чудом не привел к человеческим жертвам. Тем не менее, ежедневно сюда съезжались десятки, если не сотни тысяч покупателей, некоторые утверждают, что за день через рынок проходил миллион человек.
Здесь умели и умеют торговать. Ни одна московская торговая сеть не в состоянии конкурировать с рынком ни по оборотам, ни по количеству покупателей. Сформировавшись в начале 90-х годов как место массовых продаж, «Черкизовский», наряду со многими другими московскими рынками, стал задавать тон в местной торговле. Во многих московских магазинах до сих пор нет очередей - горожане знают, что купить что-то не переплачивая, можно только на рынке.
Три года назад московские власти даже пытались с ним бороться: переводить торговлю из-под открытого неба под крышу, ликвидировать часть торговых мест и складов - на их месте планировалось построить жилые дома и офисные здания. Потом от этой затеи отказались - решили, что «Черкизовский» слишком серьезная торговая точка для Москвы, чтобы рубить сплеча.
Этот рынок привлекает не только миллионы людей, но и миллионы, сотни миллионов долларов. Среди владельцев торговых площадей - богатейшие люди не только Москвы, но и России и ее ближайших окрестностей. Во всяком случае, название «Евразия» его хозяева взяли не с потолка. Выходцы из Азербайджана Тельман Исмаилов и Зарах Илиев, поделившие между собой значительную часть рынка - мультимиллионеры с состоянием в сотни миллионов долларов. Журнал «Русский Форбс» пишет, что Илиев, взявший на торгах монументальный памятник сталинской эпохи, гостиницу «Украина», является «владельцем недвижимости, генерирующей около полумиллиарда долларов арендных платежей в год». Некоторые покупки Исмаилова, сделанные на прибыль, полученную от торговли, - крупнейший московский магазин «Военторг» в двух шагах от Кремля, участок земли под застройку в районе московской «золотой мили» на Бульварном кольце.
Основная версия взрыва, которую сейчас рассматривает Генеральная прокуратура, взявшаяся за расследование этого дела, - так называемые «криминальные разборки». Не исключается и возможность теракта, однако, эта версия не главная. Слишком хорошо известно, что московские рынки, пришедшие на смену системе советской торговли, практически всегда связаны с криминалом, а возникающие на них проблемы сплошь и рядом решаются с помощью взрывчатки или автоматной очереди.
Вот очень неполная хроника относительно недавних событий. В мае этого года в Подмосковье был убит замдиректора Черемушкинского рынка Москвы Игорь Либерман вместе с женой и дочерью. Убийцы пытались скрыть преступление, устроив пожар, однако милиция обнаружила на телах погибших признаки насильственной смерти. Неделей раньше члены грузинской организованной преступной группировки, не поделившие торговые места с армянскими коллегами, расстреляли двух московских милиционеров, попытавшихся прекратить «разборку». Два года назад в Москве были убиты директор Коломенского продуктового рынка Василий Панов и директор рынка «Теплый Стан» Юрий Маркелов. Тогда же от пули киллера чуть не погиб директор торгового дома «Вешняки» Сергей Мельников. В конце 2002 года произошло заказное убийство директора рынка «Красносельский Клондайк» Олега Митрофанова.
В последнее время на соучредителей и директоров рынков покушались (к счастью, не всегда удачно) в Сергиевом Посаде, Щелкове, Ростове-на-Дону, Самаре, в десятках других городов России. Совершенно очевидно, что российские рынки окружает плотная криминальная аура.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции