Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
Официально обнародованная на минувшей неделе стенограмма разговора заместителя главы администрации президента Владислава Суркова с активистами Российской партии жизни (РПЖ), датированная мартом этого года, превратила гипотетическое формирование двухпартийной системы в России в политическую новость номер один.
РПЖ, малозаметная «запасная» партия власти, возглавляемая Сергеем Мироновым, спикером одной из палат парламента - Совета федерации, должна пережить процесс объединения с некогда харизматичной партией «Родина», которая на выборах 2003 года буквально ворвалась в парламент, успешно эксплуатируя агрессивную националистическую риторику. Идеальный результат - новое партийное образование должно аккумулировать голоса левого и умеренно националистического электората, постепенно прийти на смену коммунистам и популистам из Либерально-демократической партии (ЛДПР). Соответственно, наряду с самой мощной партией власти - «Единой Россией» (ЕР), альянс РПЖ и «Родины» должен превратиться в, по выражению Владислава Суркова, «вторую ногу», российской политической системы.
Строительство двухпартийной системы в России ожидает множество вызовов, рисков и ловушек. Два первых и главных риска - отсутствие внятной идеологической позиции и по-настоящему харизматических лидеров. Самыми сильными сторонами «Единой России» были и остаются административный ресурс и прямая публичная поддержка со стороны президента. Идеология ЕР, основанная на доктрине так называемой «суверенной демократии» и концепции более активного вмешательства государства в экономику, только начинает формироваться и пока представляет собой весьма эклектичное мировоззрение. Лидеры же постепенно становятся узнаваемыми благодаря тому, что первое лицо партии - Борис Грызлов является спикером Государственной думы, а значит, одним из основных политических ньюсмейкеров в стране. С идеологией и узнаваемостью у РПЖ все гораздо хуже, и многое зависит от способности лидеров четко сформулировать приоритеты и умело воспользоваться некогда привлекательным для избирателей брендом партии «Родина». Пока же электоральный рейтинг партии Жизни стремится к нулю, «Родина» набирает 2%, их потенциальные партнеры из Партии пенсионеров - тоже 2% (по данным свежего опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ)).
«Единая Россия» остается единоличным лидером на партийной карте России, но здесь не должно быть иллюзий: в российской политической системе сегодня нет конкурентной среды, а электоральный рейтинг партии власти (26% против 8% у ближайших преследователей - коммунистов) соответствует политическому весу президента. Больше того, согласно июльскому исследованию Левада-Центра, 32% респондентов считают, что в России вообще должна быть установлена однопартийная система, а 41% готов смириться с тем, что «Единая Россия» станет чем-то вроде прежней КПСС. Так что стремление администрации президента сформировать хотя бы двухпартийную систему, отвечающее запросу 42% россиян (данные Левада-Центра), вполне объяснимо - даже имитация конкурентной среды лучше, чем унылое непродуктивное однообразие.
В российском электорате доминирует политическая апатия, вполне объяснимая «инфляцией ожиданий» - усталостью от политических потрясений, неверием в предвыборные обещания. Отсюда и готовность смириться с однопартийной системой, и неспособность разобраться в политике и в собственных политических предпочтениях: суммарно более половины российских избирателей, согласно данным ФОМа, либо не пойдут голосовать, либо не знают, за кого им голосовать.
Если власти удастся сформировать реальную политическую систему с идеологическими партиями, «канализировать» интересы граждан, вернуть выборам привлекательность, это пойдет на пользу стране. Но если события пойдут по этому сценарию, то явно не на ближайших парламентских выборах - 2007. Новая Госдума, даже если объединенная партия РПЖ-«Родина» войдет в нее, предсказуемым образом окажется калькой сегодняшнего парламента: доминирующая партия власти, теряющие сторонников коммунисты, удерживающиеся в законодательной власти благодаря безразличию избирателей популисты из ЛДПР и ищущие новые подходы к избирателю умеренные левые националисты.
Так что двухпартийная система, формируемая «сверху», или многопартийная система, складывающаяся естественным путем «снизу» - это в любом случае интрига следующего политического цикла. Кстати, одна из загадок предстоящего междувыборного - 2007 - 2011 г.г. - периода: появится ли в России сильная праволиберальная партия, будет ли она создана властью или «прорастет» из старых и новых небольших правых партийных образований. Ведь все-таки для того, чтобы в России появились свои партии «слона» и «осла» в политической системе должны быть представлены не только левые.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции