Петр Романов
Генсек ООН сурово осудил последнюю операцию Израиля против «Хезболлах», которая, как уверяют израильские военные, ставила своей цель помешать очередной нелегальной поставке вооружений в Ливан. Операция действительно подрывает и без того хрупкое перемирие в этом регионе, так что озабоченность генсека понятна. Не понятно другое - то, что происходит сегодня вокруг Ливана в Совете безопасности. Если операция Израиля хрупкое перемирие в регионе ставит под угрозу, то многие реальные действия, а еще больше медлительность и бездействие ООН надежды на прочный мир на Ближнем Востоке могут вообще свести на нет.
Среди прочего бытует и мнение, что резолюция ООН по Ливану, это максимум на сегодня возможного, причем, главное ее достоинство - сбалансированность. Если подходить к документу с точки зрения бюрократической эстетики, то не исключаю, что это утверждение справедливо. Если же рассматривать ту же резолюцию с практической точки зрения и задать себе вопрос, насколько она осуществима, будет ли работать и принесет ли на Ближний Восток хотя бы длительную мирную передышку, то тогда оценка будет совершенно иной. Автомобиль, конечно, замечательный, но только если не заглядывать под капот - двигателя там нет.
Главных проблем у этой резолюции две: миротворческие силы и разоружение «Хезболлах», которое, как известно, требовала еще старая резолюция ООН. (Она не была выполнена. Более того, ООН на протяжении длительного периода хладнокровно наблюдала за тем, как соседние с Ливаном страны поставляли «Хезболлах» тысячи ракет, то есть, если говорить прямо, за тем как создавались предпосылки для последней войны).
Не нужно быть крупным аналитиком чтобы понять: перемирие имеет шанс стать прочным только при условии, если в буферную зону между Израилем и Ливаном будут максимально быстро введены нейтральные, эффективные и обладающие соответствующим мандатом миротворческие силы. Между тем, СБ ООН, похоже, отдал разработке резолюции по Ливану все свои последние силы. Энергия иссякла. Миротворческие силы до сих пор не сформированы и не ясно, когда они вообще прибудут в Ливан. Разговоров о мире в Ливане было не счесть, а вот желающих практически поучаствовать в миротворческом процессе мало. Франции, которой было предложено, возглавить эти силы, не нравится то, что для этих сил СБ ООН не прописал четкий мандат. И французов можно было бы понять, если бы Париж не был вместе с Вашингтоном соавтором той самой замечательно сбалансированной резолюции.
Дальше еще интереснее. Среди тех, кто больше всех хотел бы поучаствовать в умиротворении - Индонезия и Малайзия, страны, с которыми Израиль даже не поддерживает дипотношения. И которые, согласно ряду источников, намеревались в ходе последней войны оказать «Хезболлах» помощь живой силой и техникой. Кстати, можно вспомнить и о любопытном заявлении министра иностранных дел Малайзии Сайеда Хамида Албара, который в ходе своего визита в Бейрут, высказался против того, чтобы учитывалась точка зрения Израиля на процесс формирования международного стабилизационного контингента в Южном Ливане.
Любопытно, что генсек ООН горячо поблагодарил эти страны за благородный порыв. Если подобные страны считаются нейтральными, то почему бы не ввести в буферную зону сразу войска Ирана и Сирии. Президент первой страны известен тем, что раз в неделю, как минимум, призывает стереть Израиль с лица земли, а президент второй заявил, что гордится обвинениями в адрес Сирии, когда ее обвиняют в поддержке «Хезболлах».
Итак. На сегодня ООН не смогла ни сформулировать миротворческим силам необходимый мандат, ни, тем более, сформировать по-настоящему нейтральный контингент, который был бы способен стать эффективным буфером между Израилем и «Хезболлах». Еще хуже дело с положением резолюции, требующем разоружения «Хезболлах» и недопущения поставок этой радикальной организации вооружений из-за рубежа. И здесь ООН решительно требует от Израиля незамедлительного снятия морской блокады Ливана, поскольку это затрудняет направление в Бейрут международной гуманитарной помощи (что, конечно, правда), но не удосужилось направить в ливанские территориальные воды даже одной шлюпки с наблюдателями, чтобы хотя бы фиксировать объем контрабанды вооружений, поступающей на ливанскую территорию. О том, чтобы ООН противодействовала этой контрабанде, даже смешно сегодня говорить.
Вопрос о разоружении «Хезболлах» de facto был снят с повестки дня в тот же самый момент, как только приняли резолюцию ООН, предусматривающую это самое разоружение. Сегодня, похоже, всерьез этот пункт резолюции не воспринимает никто. И прежде всего официальный Ливан, который дает понять, что заберет на свои склады только то оружие, что ему любезно покажет и предоставит сама «Хезболлах». Этот металлолом и будет, судя по всему, играть роль конфискованного оружия. Так что формально галочка против этого пункта резолюции поставлена будет.
Не более того. Никто из миротворцев вступать в конфликт с «Хезболлах» не намерен.
А теперь итог. То, что мировое сообщество дружно занялось восстановлением ливанского очага, разрушенного войной, бесспорно, заслуживает всяческих похвал. Вот только восстановительные работы идут по какой-то странной схеме: кирпич - мина, кирпич и снова мина. Как бездействие, так и непродуманные до конца действия ООН уже сегодня закладывают фундамент будущей войны на Ближнем Востоке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции