9 лет назад (1997) умер Юрий Владимирович Никулин, клоун, киноактер, телеведущий, народный артист СССР
21 августа 1997 года закончился жизненный путь великого артиста и великого человека, навсегда оставившего о себе память не только в мире цирка, но и в сердцах миллионов людей. С 1950 года Юрий Никулин работал клоуном в Московском цирке на Цветном бульваре. Сначала - помощником, учеником, партнером клоуна Карандаша. В 1956 году стал дипломантом Всесоюзного конкурса цирковых артистов в жанре клоунады. С 1958 года снимался в кино. В течение многих лет выступал как клоун со своим неизменным партнером Михаилом Шуйдиным и со своей женой Татьяной.
Вместе они придумали множество смешных интересных клоунад и интермедий, часто находя сюжеты в реальной жизни. В памяти зрителей остались незабываемые репризы «Сценка на лошади», «Бревно», «Шипы и розы». С 1982 года Никулин - генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре. За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Бульвар нашего детства», «Ярмарка чудес». Юрий Никулин снялся в более чем 40 фильмах. Они до сих пор любимы зрителями всех поколений. «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Двадцать дней без войны»... Кино так же невозможно представить без Никулина, как и цирк. Он мог быть в кино эксцентрическим артистом, мог быть драматическим, но никогда не играл подлых, злых людей. Его герои - смешные люди, всегда вызывающие симпатию и любовь. Всю жизнь собирая анекдоты, Юрий Никулин выпустил несколько сборников «Анекдоты от Никулина» с неизменным автографом друзьям и знакомым «На радость и потеху». Несколько раз переиздавалась его книга «Почти серьезно».
Много лет Юрий Никулин вел на телевидении передачу «Белый попугай», где собирались многие известные люди, рассказывали анекдоты и смешные истории. В 1997 году Юрий Владимирович создал благотворительный фонд «Цирк и милосердие» в помощь ветеранам и молодым артистам цирка. Чем бы ни занимался в своей жизни Юрий Никулин, он всегда был удивительно органичен и современен. Скончался выдающийся артист 21 августа 1997 года после операции на сердце. В июне 1999 года на его могиле на Новодевичьем кладбище открыт памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. Юрий Никулин в клоунском костюме сидит с сигаретой в руках, у ног лежит его любимая собака по кличке Федор. Автор скульптуры в работе использовал известную фотографию, где Никулин вместе со своим партнером Шульгиным отдыхает в перерыве между репетициями. Никулин изображен в возрасте чуть старше 40 лет, «таким, каким его запомнили и полюбили поклонники его таланта». На памятнике лаконичная надпись: «Юрий Никулин» и указаны годы жизни артиста.
308 лет назад (1698) родился Джузеппе Антонио Гварнери, скрипичный мастер
21 августа 1698 года в итальянском городке Кремона в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери родился Джузеппе Антонио Гварнери, будущий великий скрипичный мастер. Кремона в течение 200 лет была столицей струнных инструментов. Здесь работали Амати и Страдивари. Если инструменты Страдивари отличает воздушный и блестящий звук, то скрипкам Гварнери присущ голос более мощный, круглый и теплый. Джузеппе Гварнери прозвали «дель Джезу» за то, что он, в отличие от других Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, сопровождал свою подпись на скрипках крестом - символом Христа. Сделать хорошую скрипку - большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральным клеем. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по другому - ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.
Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебного звука. Физики в своих лабораториях измеряли колебания каждой составляющей старинных скрипок. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно. Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери - инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается даже в самых акустически сложных точках зрительного зала. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в XIX веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее прежде всего смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая - из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. А для Джузеппе Гварнери это было естественно.
Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке - «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он умер в нищете в 46 лет. Трудно пришлось и его скрипкам. Из-за внешнего вида их не раз пытались переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около ста тридцати скрипок работы Гварнери. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми. На изготовленных Джузеппе Антонио Гварнери скрипках играли А.Вьетан, Э.К.Сивори, Э.Изаи, Ф.Крейслер. Предпочитают их и большинство современных скрипачей.
94 года назад (1912) родилась Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003), артистка балета, народная артистка СССР
Наталья Дудинская - ученица Агриппины Вагановой - окончила Ленинградское хореографическое училище в 1931 году и сразу же была принята в труппу Кировского оперного (Мариинского) театра. Ее творчество было неразрывно связано со знаменитым петербургским театром: на этой сцене Дудинская танцевала все ведущие балетные партии. Зрители помнят ее в партиях Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»), Авроры («Спящая красавица»), Снегурочки («Весенняя сказка») и Сари («Тропою грома»). С 1951 года Наталья Дудинская вела класс усовершенствования балерин и ведущих солисток театра, до последнего времени являлась профессором Академии русского балета имени Вагановой и преподавала, передавая свои знания и опыт студентам. Среди ее воспитанниц такие известные балерины, как Ульяна Лопаткина и Маргарита Куллик, Вероника Иванова и Полина Рассадина. В ноябре 2002 года Мариинский театр отметил 90-летний юбилей выдающейся балерины. В серию юбилейных спектаклей, посвященных Наталье Дудинской, вошли «Спящая красавица», «Раймонда» и «Дон Кихот»: в этих балетах некогда блистала сама петербургская прима.
Партии в постановках «Спящая красавица» и «Дон Кихот» балерина исполнила уже в первые сезоны работы в Мариинском театре в 1930-х годах, а за партию Раймонды в одноименной постановке Наталья Дудинская была удостоена Государственной премии. Дважды Национальный биографический институт США называл великую танцовщицу «Женщиной года» - в 1994 и 1996 годах. В 1997 году Российская палата личности при Президенте РФ присвоила ей титул «Российской княгини». В апреле того же года Наталья Дудинская стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Именем этой уникальной женщины названа одна из малых планет, открытая в 1989 году. Скончалась Наталья Дудинская 20 января 2003 года на 91-м году жизни. Похоронена рядом со своим мужем - выдающимся деятелем балетного искусства Константином Сергеевым - на Литераторских мостках Волкова кладбища.
93 года назад (1913) родился Виктор Сергеевич Розов, драматург, академик Российской академии словесности
Виктор Розов родился Ярославле. В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум, где проучился один год. С 1932 по 1934 годы работал в Театре юного зрителя, который основала группа молодежи под руководством режиссера костромского театра Н.Овсянникова. В 1934 году поступил в театральное училище при московском Театре Революции (ныне - театр имени Маяковского) в класс актрисы М.Бабановой. В училище проучился четыре года, а потом его взяли в театр актером вспомогательного состава. В июле 1941 года ушел в народное ополчение. Из-за тяжелого ранения почти год провел в госпиталях, стал инвалидом. С 1943 по 1953 годы в перерывами учился в Московском литературном институте на заочном отделении по специальности «драматургия». После войны уехал в Алма-Ату, организовал Театр для детей и юношей и несколько лет проработал в нем. Возвратившись в Москву, работал в Театре при ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников) актером и режиссером. Первая пьеса Розова «Ее друзья» была поставлена в 1949 году на сцене Центрального детского театра и имела успех. Самые известные и любимые всеми пьесы Виктора Розова - «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «Гнездо глухаря», «Кабанчик» и, конечно, «Вечно живые», с которых начинался театр «Современник». По его сценариям сняты кинофильмы «Летят журавли», «Шумный день», «С вечера до полудня». Умер Виктор Розов 28 сентября 2004 года.
Его заслуги отмечены многими орденами и медалями: орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За милосердие». В июле 1999 года Институт прикладной астрономии АН России в Санкт-Петербурге присвоил имя Розова одной из малых планет.
66 лет назад (1940) в Мехико агентом НКВД убит Лев Давыдович Троцкий крупнейший деятель русского революционного движения
Лев Троцкий (настоящая фамилия Бронштейн) родился в деревне Яновка Елизаветградского уезда Херсонской губернии. В социал-демократическом движении с 1896 года, с 1904 года выступал за объединение фракций большевиков и меньшевиков. В 1905 году в основном разработал теорию «перманентной» (непрерывной) революции: по мнению Троцкого, пролетариат России, осуществив буржуазный, начнет социалистический этап революции, которая победит лишь при помощи мирового пролетариата. В ходе революции 1905-1907 годов проявил себя незаурядным организатором, оратором, публицистом; фактический лидер Петербургского совета рабочих депутатов, редактор его «Известий». Принадлежал к наиболее радикальному крылу в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В 1908-1912 годах Троцкий - редактор газеты «Правда».
В 1917 году - председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания. Член Центрального комитета ВКП(б). В 1917-1918 годах - нарком по иностранным делам, затем, до 1925 года, - нарком по военным делам, председатель Реввоенсовета Республики. Один из создателей Красной Армии, лично руководил ее действиями на многих фронтах гражданской войны. В конце 1923 - начале 1924 года Лев Троцкий выступает против начавшейся бюрократизации партии и государства в СССР, заявляя, что идет «перерождение старой гвардии», устанавливается тирания «партийной машины», складываются «навыки и приемы управления, в корне противоречащие духу революционной партии пролетариата». В 1924 году взгляды Троцкого (так называемый «троцкизм») были объявлены Сталиным «мелкобуржуазным уклоном» в РКП(б).
После осуждения его выступлений Троцкий постепенно оттеснялся от руководящей политической работы. С конца весны 1926 года в ВКП(б) и Коминтерне выступила так называемая объединенная оппозиция, которую возглавили вместе Троцкий, Зиновьев и Каменев. В 1927 году на заседании Президиума Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала (ИККИ) и Контрольной комиссии ИККИ острейшая борьба между Сталиным и Троцким достигла кульминации. Троцкому были предъявлены обвинения в усилении фракционной деятельности, антибольшевизме, антиленинизме. Троцкий был исключен из партии, выслан в Алма-Ату, в 1929 году - за границу, где развернул активную литературно-публицистическую деятельность по созданию IV Интернационала. Убит в Мексике агентом НКВД испанцем Р.Меркадером. Автор работ по истории революционного движения в России, литературно-критических статей, воспоминаний «Моя жизнь».
49 лет назад (1957) осуществлен первый удачный запуск советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 и все технологическое оборудование по подготовке и проведению ее запусков разрабатывались под руководством и непосредственном участии выдающегося ученого и конструктора ракетно-космических систем С.П.Королева и созданного немного позднее Совета Главных Конструкторов. Создание Р-7 представляло собой одну из крупнейших по своим масштабам программ технических разработок, когда-либо осуществлявшихся в нашей стране, а ее реализация вызвала бурное развитие многих отраслей науки и техники, в том числе нового направления - ракетостроения. Первый удачный запуск Р-7 состоялся 21 августа 1957 года. Изделие 8К718 с головной частью М1-9 стартовало с Байконура, отработало активный участок траектории и головная часть попала в заданный квадрат полуострова Камчатка. Это дало повод ТАСС заявить 27 августа 1957 года о запуске в Советском Союзе «сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты». С 22 сентября 1957 года на Байконуре началась подготовка к запуску первого ИСЗ, который был осуществлен 4 октября 1957 года. Параллельно с Р-7 шла разработка боевого ракетного комплекса Р-7А с большей дальностью полета, усовершенствованной системой управления, более надежными двигателями и облегченной боевой частью. Именно эта «семерка» и ее наземное оборудование явились основой для создания базовых модификаций ракетно-космических комплексов типа «Восток», «Восход», «Союз» и «Молния». Многочисленные модификации Р-7А стартовали к далеким планетам, выводили на околоземные орбиты космические станции, в том числе и элементы действующий сегодня МКС, космические корабли и аппараты различного назначения.