"Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас..."
Сергей Есенин
Гидрометеорологи обещают еще теплую погоду столице, но в музыке гроз слышатся уже осенние раскаты: близится время урожайных сборов, и первым поводом к радости о щедрости земли становится для верующих Праздник Яблочного Спаса.
В этот день (19 августа) совершается освящение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.
Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов - символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминаются в этот день.
В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики...
Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). "Зачем Он поднял и в такую рань, - думалось им, - позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять безмолвствует, наверное не слышит... молится..."
Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом - на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели, и он, опершись на посох, задремал... Вдруг послышался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться, и они, встревоженные, стали озираться вокруг...
Иисус предстал пред ними: "и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет... явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф.17:2).
"Господи! Хорошо нам здесь быть", - воскликнул Петр, сердце его переполняла радость, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. "Если хочешь, Господи, - волнуясь протараторил Петр, - сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". И пока он это произносил, светлое облако осенило всех, и они услышали голос: "Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.
Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: "Встаньте и не бойтесь, - открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, - никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад, и путники двинулись по тропе.
Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть его в Славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Христова Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух святой - это светящееся облако, которое покрыло апостолов и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.
Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что "Бог есть свет", вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.
"Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, - говорит митрополит Антоний Сурожский, - что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились, и никогда ничего другого не случалось бы... Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения".
В праздничном преображенском тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: "да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный". Они выражают стремление верующих к стяжанию (т. е. приобретению) Духа Святого, к тому чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.
Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и "допускает на трапезе" рыбу.