Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем украинский премьер в Сочи приезжал

Главный итог визита Януковича в Сочи - это восстановление двухстороннего общения на высшем уровне и возобновление работы институтов сотрудничества, в частности экономического комитета между правительствами Украины и России в рамках межгосударственной комиссии «Ющенко-Путин». В то же время, хотя политический диалог возобновился...

Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.

Визит украинского премьер-министра Виктора Януковича 15-16 августа в Сочи на саммит глав государств ЕврАзЭС во многом затмил на информационном поле повестку дня самого саммита. Хотя никаких кардинальных изменений в позициях России и Украины по ключевым вопросам отмечено не было, этот визит - в первую очередь, возможность возобновления переговоров, считают эксперты.

Один из основных вопросов, затронутых на встрече Виктора Януковича с главой правительства РФ Михаилом Фрадковым - перспективы развития отношений двух стран в энергетической сфере. В августе каждого года Украина традиционно заключала соглашения на следующий год по поставкам энергоносителей. Поэтому Янукович в Сочи решал главную для своей страны задачу - чтобы цены на российский газ были стабильны, говорит Леонид Вардомский, заведующий Центром стран СНГ и Балтии института экономики РАН. - От этого зависит социальная ситуация на Украине, где уже подняли цены на газ для населения. Газовая проблема стоит наиболее остро, и авторитет Януковича во многом связан с тем, что в свое время он обещал решить эту проблему с Россией.

Вопрос о том, будет ли изменена формула цены на импортируемый на Украину газ в связи с последними политическими изменениями в этой стране, интересует многих. Между тем, по итогам встречи премьеров никаких конкретных цен названо не было. Однако Янукович заявил, что определены ценовые параметры до конца 2006 года и на 2007 год. «Цены будут рыночными, но механизм формирования цен будет прозрачным, и они будут соответствовать уровню экономических отношений между Украиной и Россией», - сказал он. Россия же, по словам Фрадкова, в ценообразовании при поставках российского газа на Украину исходит из договоренностей начала года.

Напомним, что существующий механизм импорта энергоносителей Украиной был выработан в январе этого года и осуществляется компанией «Росукрэнерго», которая закупает газ у России и Туркмении по разным ценам, продавая его Украине по усредненной цене (95 долл. за тысячу куб. м.). В этой ситуации не все зависит от России, многое зависит от туркменской цены, узбекской, казахстанской, стоимости транзита и т.д., - говорит Вардомский. - В импорте Украиной газа - две трети - это туркменский газ, который до сих пор был относительно дешевым. Однако недавние заявления Туркмении о возможном повышении цены на свой газ вызывают необходимость новых согласований. Поэтому переговоры по этой теме продолжатся в ближайшее время и будут, по оценке Фрадкова, «непростыми».

Другая важная тема, которой уделили внимание премьеры - это участие Украины в Едином экономическом пространстве. До сих пор Киев открыто не возражал против участия в ЕЭП, но при этом затягивал процесс подписания первоочередного пакета документов по созданию таможенного союза. В Сочи Янукович заверил российских коллег, что «будет развивать это направление и придавать ему значительную динамику». Однако вопрос о том, станет ли Украина реально, не на словах, участвовать в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, остается открытым.

В сфере сотрудничества с ЕС для Украины нет ничего особенно благоприятного, - считает Лидия Косикова, ведущий научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии института экономики РАН. Украине не предлагается ни вступление в Евросоюз, ни подписание с ним ассоциированного соглашения. От нее пока требуют изменения законодательства в соответствии с европейскими требованиями, при этом ни крупных инвестиций, ни реального открытия рынка Украина не получает. С этой точки зрения экономические потери Украины в результате охлаждения отношений с Россией не компенсируются западным вектором, - полагает эксперт.

А экономические потери Киева достаточно очевидны. Охлаждение между политическими элитами России и Украины последних полутора лет не могло не сказаться на экономических отношениях двух стран. Так, по итогам 2005 г., доля украинских товаров в импорте РФ несколько снизилась после двух лет роста в 2003-2004 гг., - говорит Дмитрий Плеханов из Института комплексных стратегических исследований. - При этом объем инвестиций России в экономику Украины в прошлом году также снизился по сравнению с 2004 г. примерно на 20%.

Несмотря на это, Россия остается важнейшим экономическим партнером Украины. Поэтому активизация ее сотрудничества с ЕЭП и ЕврАзЭС - вполне возможные варианты, - говорит Косикова. - Перевод диалога из двустороннего формата в многосторонний может быть выгоден Украине, поскольку в рамках экономических союзов она получила бы гораздо больше торговых и прочих преференций.

В то же время, экономическая выгода страны и ее политические устремления - вещи, достаточно далекие друг от друга в современной Украине. Независимо от того, какую политику в отношении стран СНГ премьер Янукович хотел бы проводить, ему приходится оглядываться на ту половину украинского общества, для которой приоритетом является вступление в ЕС и НАТО. По словам Вардомского, Янукович понимает, что страна расколота на две части и любые резкие движения (как, например, радикальные шаги в сторону ЕЭП) могут снова привести эти половины к конфликту. Поэтому работа над документами по ЕЭП, видимо, будет продолжена. Однако насколько быстро она приведет к конкретным результатам, пока неясно.
 
Поэтому главный итог визита Януковича в Сочи - это восстановление двухстороннего общения на высшем уровне и возобновление работы институтов сотрудничества, в частности экономического комитета между правительствами Украины и России в рамках межгосударственной комиссии «Ющенко-Путин». В то же время, хотя политический диалог возобновился, как он будет идти - предсказать сложно. Такие вопросы, как перспективы российских инвестиций на Украину, возможности участия российских инвесторов, в том числе и стратегических, в приватизации, вступление в ВТО, - требуют решения и координации. Как и насколько быстро это будет реализовываться - большой вопрос. Сможет ли Украина в новой политической ситуации соблюдать баланс в отношениях между Россией и Европой - непонятно. В любом случае, рассчитывать на простой для России путь в этой ситуации не приходится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Информационно-аналитический сайт ЕЭП >>  

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала