237 лет назад (1769) родился Наполеон I (Бонапарт), французский император
Будущий французский государственный деятель, полководец, император Франции родился 15 августа 1769 года на острове Корсика, в семье небогатого корсиканского дворянина. Был вторым сыном в семье. В 1784 году окончил Бриеннское военное училище и перешел в Парижскую военную школу. Начал службу в октябре 1785 года в чине младшего лейтенанта артиллерии. В 1792 году вступил в Якобинский клуб. В 1793 - отличился в сражении против англичан при Тулоне и был произведен в бригадные генералы. В 1795 году командовал парижским гарнизоном при подавлении монархистского мятежа 13 вандемьера (5 октября). C 1796 по 1797 год являлся главнокомандующим французских войск в Италии, одержав ряд блестящих побед.
В 1798 - 1799 годах возглавил экспедицию в Египет и Сирию. 9-10 ноября 1799 года Наполеон произвел переворот, в результате которого власть директории была заменена властью консулов. Был избран «первым консулом» на 10-летний срок (являлся таковым в 1799-1804 годах). С 1802 года - пожизненный консул. В 1801 году были восстановлены права католической церкви, утраченные ею в период революции: конкордат, заключенный с римским папой, обеспечил Наполеону поддержку католической церкви. В 1804 году плебисцитом был избран императором и коронован папой Пием VII. При императоре Наполеоне были разработаны гражданский, коммерческий и уголовный кодексы. Гражданский кодекс - кодекс Наполеона - обеспечивал его личную власть. Введена строгая централизация административного аппарата. Для хранения золотого запаса и бумажных денег в 1800 году был учрежден государственный Французский банк. Была также централизована система сбора налогов, создана система средних школ - лицеев, высшие учебные заведения - Нормальная и Политехническая школы. Образована разветвленная полицейская система, включающая тайную службу. Из 173 парижских газет 160 были закрыты, а остальные поставлены под контроль правительства. В 1805 году Наполеон I был признан королем Италии. В 1805 году одержал победы при Ульме и Аустерлице (битва трех императоров) над армиями коалиции, состоявшей из Австрии, России, Англии и др. В 1806 году основал Рейнский союз. В 1807 году разбил русские войска под Фридландом и принудил Россию к Тильзитскому миру, сделавшему Наполеона властелином Германии.
В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и явившийся началом крушения империи. В марте 1814 года союзные войска вступили в Париж, что заставило Наполеона отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба. В 1815 году Наполеон вернулся во Францию, где царствовал «сто дней» (20 марта - 22 июня). После поражения при Ватерлоо 22 июня 1815 года Наполеон вторично отрекся от престола и был сослан на остров св.Елены в Атлантическом океане, где и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов.
81 год назад (1925) родился Оскар Питерсон, выдающийся джазовый пианист
Оскар Ритерсон родился 15 августа 1925 года в Монреале (Канада) в небогатой негритянской семье. С шести лет начал учиться игре на трубе и фортепиано. Первым его учителем была сестра. В 11 лет врачи обнаружили у мальчика туберкулез, и трубу пришлось оставить. В 14 лет Питерсон побеждает на национальном конкурсе молодых пианистов-любителей. С 1944 года в течение нескольких лет играет с оркестром Джонни Холмса, одним из популярных в стране. В сентябре 1949 года состоялось его выступление в Карнеги-Холл. Трио Питерсона с Рэем Брауном (контрабас) и Эдом Тигпеном (барабаны) объездило весь мир и записало более 150 альбомов. В 1974 году становится ведущим джазовой передачи на канадскоим телевидении. В 1984-м имя Оскара Питерсона внесено в «Пантеон джазовой славы». В 1998 году он получает премию Линкольн-центра, а в 1999-м - «Империал Премию».
В Канаде имя Питерсона носят концертные залы и джазовые конкурсы. Питерсон владеет практически всеми видами фортепьянной техники. Он - прирожденный импровизатор. Классически вышколенный и многокрасочный блюзовый блеск техники Оскара Питерсона стал стандартом для джазового фортепьянного мастерства. Его оригинальный стиль не тяготеет к какой-либо особой форме выражения, его творческий почерк представляет собой нечто среднее между свингом и бопом. Сочинения Питерсона (сюиты и джазовые этюды) стали во всем мире частью джазового начального образования, а остроумные импровизации на темы Гершвина, Карна, Портера, Арлена и других авторов американских популярных песен привлекли к джазу многие поколения профессионалов-исполнителей и любителей во всем мире. Сотрудничество с выдающимися вокалистами и инструменталистами выявило особый дар Питерсона-аккомпаниатора.
Его партнеры - Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг, Билли Холидей, Диззи Гиллеспи, Лестер Янг, Каунт Бейси, Коулмен Хокинс, Джо Пасс, Милт Джексон и многие другие. Последние годы О.Питерсон активно занимается джазовой педагогикой, издает свои школы игры на рояле, проводит занятия по джазовой импровизации в университетах США и Канады.
85 лет назад (1920) началось крестьянское восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях
Главной причиной восстания стала проводимая большевиками в деревне в период гражданской войны «военно-коммунистическая» политика продразверстки, т.е. насильственная с помощью вооруженной силы (продотрядов) экспроприация у крестьян хлеба и другого продовольствия. Эта политика сопровождалась мобилизацией крестьян на военную службу, разного рода повинностями (трудовой, гужевой и др.). Задачами восстания были свержение власти большевиков, созыв Учредительного собрания, отмена продразвёрстки, развитие свободной торговли, создание правительства из представителей различных партий и движений.
Мятеж подготавливался еще с 1918 года. Созданные в Тамбовском, Борисоглебском и других уездах «союзы трудового крестьянства» превратились в опорные пункты мятежа. Восстание началось в августе 1920 года в с. Каменка Кирсановского уезда, где крестьяне отказались сдавать хлеб и разоружили продотряд. В течение месяца народное возмущение охватило несколько уездов губернии. На территории Кирсановского, Борисоглебского и Тамбовского уездов образовалась своеобразная «крестьянская республика» с центром в селе Каменка. Руководил восстанием бывший волостной писарь, левый эсер Александр Степанович Антонов. После революции он занимал пост начальника уездной милиции, который покинул добровольно из-за неприятия коммунистической диктатуры и проводимой властью политики в отношении крестьянства. После реорганизации в январе 1920 года многочисленных отрядов и групп в т.н. «Единую партизанскую армию Тамбовского края» Антонов возглавил ее главный оперативный штаб и развернул активные боевые действия против частей Красной Армии. В феврале 1921 года, когда повстанческое движение приобрело наивысший размах, число бойцов достигло 40 тысяч человек, армия была поделена на 21 полк и отдельную бригаду. Повстанцы громили совхозы и коммуны, портили железные дороги, убивали коммунистов и советских служащих.
Восстание начало выходить за локальные рамки, находя отклик в соседних Воронежской и Саратовской губерниях. 27 апреля 1921 по предложению В.И.Ленина Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О ликвидации банд Антонова в Тамбовской губернии», согласно которому командующим операцией назначили М.Тухачевского. Вместе с ним на Тамбовщину прибыли известные военачальники Н.Какурин, И.Уборевич, Г.Котовский. Численность красноармейцев составляла до 100 тысяч человек. В августе 1920 года в Тамбовской губернии было введено осадное положение. К июню 1921 года основные силы антоновцев были почти полностью уничтожены. Завершающие бои осуществляла группа войск под командованием Уборевича. В августе 1921 года мятеж был подавлен, Антонов был убит в июне 1922 года.
75 лет назад (1931) родился Микаэл Левонович Таривердиев, композитор, народный артист России
Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В 1957 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у А.И.Хачатуряна. Дебют Таривердиева как композитора состоялся в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова. Микаэл Таривердиев - автор более 100 романсов, им написана музыка к музыкальным театральным постановкам, к более чем 130 фильмам: «Семнадцать мгновений весны», «Мой младший брат», «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики», «Любить», «Король-олень» (премия Международного фестиваля музыки в Лос-Анджелесе, 1976), «Пятнадцатая весна», «Ирония судьбы, или С легким паром!» (романсы на слова М.И.Цветаевой, Государственная премия СССР, 1977), к сериалу «Ошибка резидента» и другим фильмам из этого цикла (1972-1976), «Пропавшая экспедиция», «Загадка Эндхауза» (по роману А.Кристи; премия «Ника» за лучшую музыку, 1990), «Летние люди» (премия «Ника» за лучшую музыку, 1995) и многим другим. Однако М.Таривердиев был не только кинокомпозитором: им написано множество вокальных и инструментальных сочинений, опер и балетов. Опера Таривердиева «Кто ты» положила начало эстетике камерного театра Б.Покровского, а комическая опера «Граф Калиостро» остается одной из самых популярных в репертуаре этого театра. Им написаны опера «Ожидание», балет «Девушка и смерть», симфонии для органа «Чернобыль», нескольких вокальных циклов. Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года, похоронен на армянском участке Ваганьковского кладбища.
Безвременная кончина помешала Микаэлу Левоновичу завершить работу над мемуарами. И только после смерти композитора в 1997 году была издана его книга «Я просто живу». К печати ее подготовила жена композитора, перу которой принадлежит и последняя глава книги. 30 сентября 1997 года впервые была вручена стипендия имени Микаэла Таривердиева, учрежденная Международной благотворительной программой помощи молодым талантам «Новые имена», художественным руководителем которой он был с 1990 года. 26 января 2000 года состоялась презентация Благотворительного фонда поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева. В июне 2001 года в Москве на доме 9 по улице Усиевича, где с 1965 по 1996 год жил и работал Микаэл Таривердиев, была установлена мемориальная доска.
56 лет назад (1950) в ночь на 15 августа памятник А.С.Пушкину был перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького)
Торжественное открытие этого памятника, сооруженного по всенародной подписке, состоялось 6 июня 1880 года. В тот день в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Вокруг площадки памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника. К вечеру зажглась иллюминация. Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще запеленатого памятника.
Торжественные речи - и покров спал, воздух огласили крики ликования. Памятник Александру Пушкину для Москвы стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. В ночь на 15 августа 1950 года памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.
16 лет назад (1990) в автокатастрофе погиб Виктор Робертович Цой (1962-1990), рок-певец, лидер группы «Кино»
Последние годы Виктор Цой снимал дачу в поселке Плиеньциемс в Латвии, приезжал сюда отдыхать. Вот и 15 августа 1990 года он возвращался с лесного озера, где с шести утра был на рыбалке. Цой был за рулем автомобиля «Москвич-2141», который двигался по трассе со скоростью не менее 130 километров в час. В 12 часов 28 минут на 35-м километре трассы Сока - Талси из-за поворота выехал автобус «Икарус», который Цой не заметил. Произошло столкновение. «Москвич» мощным ударом был отброшен метров на 18 и смят в лепешку. Руль согнут, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Экспертиза показала, что Виктор Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления. Смерть наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. Виктора Цоя похоронили утром 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде. В первые дни после его гибели в стране участились случаи самоубийств. В основном это были молодые люди и девушки, еще не достигшие 21 года. Виктор Цой был не просто певцом, он был легендой поколения, о его группе «Кино» в конце 1980-х знал каждый.
Песни Цоя можно было услышать отовсюду - проходя мимо любого дома, входя в любой двор. Он ушел на самом пике своей популярности. Его песни были понятны практически всем. Они были любимы и поклонниками рок-н-ролла, и теми, кто предпочитает року попсу, блатные песни, эстраду и так далее. Последние два года его жизни складывались для него более чем удачно: колоссальная популярность, съемки в фильмах, много гастролей, в том числе и зарубежных, деньги, наконец, любовь. К тому же на осень 1990 года у Виктора Цоя и его группы «Кино» были запланированы гастроли в Японии. После его гибели вышел новый альбом (счастливая случайность - в багажнике его автомобиля была обнаружена бобина с записью голоса Виктора, фонограмма не пострадала). По-прежнему группа «Кино» занимает высокие места в хит-парадах, ее альбомы переиздаются и хорошо расходятся, на песни Цоя делаются самые разнообразные ремиксы. Цоевские песни часто слышны по радио, а песня «Группа Крови» признана лучшей песней ХХ века.