МЕХИКО, 14 авг - РИА Новости, Михаил Белят. В понедельник Федеральный избирательный трибунал Мексики должен огласить итоги частичного пересчета голосов, отданных гражданами страны на президентских выборах 2 июля. Около двухсот судей, назначенных Трибуналом, под контролем сенаторов и под наблюдением представителей от основных политических партий в течение пяти дней вручную пересчитывали 9,07% от 41,7 миллиона голосов мексиканцев, участвовавших в выборах.
Решения Трибунала в Мексике ждут все. Оно должно поставить юридическую точку в длящемся вот уже полтора месяца споре о победе на президентских выборах между двумя ведущими политическими силами страны - правящей партией национального действия (ПНД) и оппозиционной коалицией "За всеобщее благоденствие".
По конституции Мексики, Федеральный избирательный трибунал утверждает победителя на выборах президента и гарантирует легитимность результатов голосования. До вердикта трибунала, крайний срок вынесения которого - 6 сентября, ни официальные предварительные итоги, ни неофициальные подсчеты партий-участниц не принимаются во внимание.
По предварительным итогам голосования, опубликованным 6 июля, кандидат оппозиции Андрес-Мануэль Лопес Обрадор, бывший в течение полутора лет безусловным фаворитом предвыборной кампании, уступил кандидату от ПНД Фелипе Кальдерону 0,58% (более 200 тысяч) голосов.
Не приняв предварительных результатов, Лопес Обрадор заявил о "махинациях с избирательными бюллетенями" и о "нарушениях закона в ходе голосования", подал жалобу в Федеральный избирательный трибунал и потребовал полного пересчета голосов, фактически, пересмотра итогов выборов.
Свои требования оппозиция подкрепляет развернутой по всей стране кампанией "мирного гражданского сопротивления", которая включает многотысячные марши протеста и митинги, блокирование дорог, государственных учреждений, банков, предприятий.
В Мехико Лопесу Обрадору в трех маршах протеста, организованных в июле, удалось собрать из всех штатов страны и вывести на улицы столицы более четырех миллионов человек. Сторонники оппозиции перекрыли блокпостами, в которых постоянно участвует от 300 до 500 тысяч человек, весь центр столицы и прилегающие к нему улицы, площади и магистрали. Президентский дворец на главной площади Сокало пребывает в осаде брезентовых шатров, тентов и палаток, закрывших все пути подъезда к нему. Мехико оказался поделенным на две части - северную и южную, - изолированных друг от друга все теми же палатками и тентами, что порождает в городе транспортный хаос, сбои в работе учреждений, закрытие предприятий.
Федеральный избирательный трибунал согласился частично удовлетворить требования оппозиции и назначил пересчет 9% голосов в половине избирательных округов Мексики. Теперь ожидается его решение по результатам пересчета. Затем, Трибунал может подтвердить победу Фелипе Кальдерона, может, вняв непрекращающимся требованиям оппозиции, назначить тотальный пересчет голосов и может, что, правда, маловероятно, аннулировать результаты выборов 2 июля, назначив новые выборы через 18 месяцев. Все зависит от того, как судьи Трибунала оценят итоги частичного пересчета.
Между тем, страсти в Мексике продолжают накаляться. Лопес Обрадор, собрав в очередной раз на площади Сокало несколько сот тысяч человек, заявил в воскресенье, что, в случае объявления победителем Фелипе Кальдерона, акции "гражданского сопротивления" будут нарастать по всей стране и продолжаться сколь угодно долго.
"Со всей серьезностью мы утверждаем, что способны вести борьбу до окончательной победы демократии и оставаться на площадях и улицах Мексики годами", - подчеркнул он, объявив о ближайших планах оппозиции. В них входит блокирование ежегодного отчета действующего президента Мексики Висенте Фокса парламенту 1 сентября, проведение многомиллионного марша в столице по поводу годовщины независимости 16 сентября, срыв церемонии инаугурации Фелипе Кальдерона в начале декабря.
Правящая партия отвечает оппозиции обвинениями в "попытках добиться победы незаконными средствами", в "левацких методах ведения политической борьбы", в "стремлении к власти любой ценой". Через прессу, в большинстве своем настроенную негативно к оппозиции, ПНД пугает и без того потерявшего голову мексиканского обывателя "левой угрозой" и превращением Мексики во "вторую Кубу или Венесуэлу".
Тем не менее, Лопес Обрадор, которого и мексиканская, и американская пресса иначе, как "левым" не называет, на самом деле, далек от марксизма также, как и Джордж Буш. Программа Лопеса Обрадора, действительно, ориентирована на социальные реформы и, в частности, предполагает пересмотр договора о свободной торговле с Соединенными Штатами, который, по мнению оппозиции, приносит разорение и неисчислимые экономические потери мексиканскому крестьянству и мелкому производителю. Но все эти реформы предполагается реализовывать в рамках действующего государственного и политического устройства страны. Да и требуя полного пересчета голосов, Лопес Обрадор защищает одну из главных ценностей буржуазной демократии - чистоту и прозрачность выборных процедур.
Точно также не отвечает и Фелипе Кальдерон определению "правый", которое, в латиноамериканском понимании, означает, прежде всего, "консерватор". Партия национального действия, представляемая им, в 2000 году разрушила более чем семидесятилетнюю монополию на власть действительно консервативной революционно-институционной партии, узурпировавшей президентскую резиденцию "Лос Пинос" сразу после мексиканской революции 1910 - 1917 годов. ПНД проводит в стране неолиберальную политику реформ, ориентированных на сокращение доли государственного сектора в экономике, на создание современных рыночных отношений и развитие конкуренции.
Поддерживают обоих кандидатов приблизительно равные по количеству, силе и влиянию в обществе социальные группы. За Фелипе Кальдерона выступают крупная и высшие слои средней буржуазии, высокопоставленные чиновники и весь политический истэблишмент, служащие частных фирм и компаний, банков, международных финансовых организаций, большая часть технической интеллигенции. С оппозицией солидаризируются средние и мелкие производители, крестьянские кооперативы, рабочие производств, низовое государственное чиновничество, студенты, творческая интеллигенция.
Прежнее мирное сосуществование этих социальных групп и слоев в Мексике, выгодно отличавшейся на фоне всех латиноамериканских стран стабильностью своих политических институтов, закончилось 6 июля. Раскол в обществе растет с каждым часом ожидания решения Федерального избирательного трибунала. Что ждет Мексику завтра?