Татьяна Становая, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий, - РИА Новости.
В Украине сформировано новое правительство под председательством лидера Партии регионов Виктора Януковича. Наблюдатели поспешили заговорить о том, что кризис в Украине позади, а новая конфигурация сил достаточно стабильна. Однако это далеко не так: несмотря на то, что сложившийся союз Виктора Ющенко и Виктора Януковича наиболее дееспособен из всех иных вариантов, он потенциально несет в себе большие риски постоянного, вялотекущего кризиса в политической жизни Украины.
Главная проблема сейчас состоит в том, что новое правительство не опирается на правящую коалицию. Ее только предстоит оформить в сентябре, что в действительности не является простой формальностью. Более того, даже после формирования она может оказаться очень «подвижной»: от правящей до оппозиционной.
Официально на данный момент существует лишь так называемая антикризисная коалиция с участием Партии регионов, Соцпартии и КПУ. Именно она выдвинула кандидатуру Виктора Януковича на пост премьера. Одновременно есть меморандум о создании «широкой коалиции», подписанный лидерами Партии регионов и «Нашей Украины»: документ, который является лишь декларацией о намерениях, а вовсе не коалиционным соглашением.
Проблема состоит в том, что «Наша Украина» не хочет входить в коалицию, которая выдвинула премьером главного «врага» «оранжевой революции» и в которой участвует КПУ. При этом «Наша Украина» готова идти на компромиссы, при условии, что из коалиции уйдет КПУ, а влияние пропрезидентского блока на правительственную и кадровую политику будет больше. Судя по всему, пропрезидентскому блоку придется смириться даже с тем, что Янукович стал премьер-министром, но торг за эту уступку еще не окончен. Тем временем «Наша Украина» фактически уже раскололась на «прагматиков», более или менее договороспособных, и «идеалистов». Последние могут уйти в оппозицию.
Неслучайно за Виктора Януковича на пост премьер-министра проголосовало лишь 30 депутатов фракции «Наша Украина» из 80. Кроме того, 8 августа партия «Христианско-демократический союз», входящая в пропрезидентский блок, заявила, что ее депутаты не войдут в широкую коалицию, членами которой будут коммунисты и социалисты (последних называют «предателями» за разрушение «оранжевой коалиции»). Лидер Украинской народной партии Юрий Костенко также объявил, что его партия уходит в оппозицию, а за одно пообещал новый Майдан к сентябрю в знак протеста против «реванша» представителей «прежнего режима», вошедших в правительство.
Но и «прагматики» далеко не удовлетворены нынешним положением, нарушающим, по их мнению, «баланс» сил в пользу Партии регионов. Речь, в частности, идет об уровне представительства «Нашей Украины» в кабинете министров, при котором все вице-премьеры «монополизированы» Партией регионов, равно как и экономический блок. Пропрезидентскому блоку досталась преимущественно культура и «социалка». Виной тому слишком высокая цена, которую «заплатил» Виктор Ющенко за сохранение на своих постах «ястребов» - министров обороны и иностранных дел Анатолия Гриценко и Бориса Тарасюка. По мнению Партии регионов, эти должности должны входить в квоту «Нашей Украины», однако по мнению последней, эти посты относятся к «президентской квоте» и не подлежат распределению в рамках коалиции. Более того, Ющенко упустил момент и не сумел добиться назначения Петра Порошенко на пост вице-премьера. Он рассматривался как «противовес» Партии регионов в руководстве правительства.
Все это означает только одно: «Наша Украина» будет пытаться отыграть свои позиции и к формированию новой коалиции «потеснить» Партию регионов в кабинете министров. Виктор Ющенко, в свою очередь, будет стремиться вернуть лояльность своих союзников, что заставит его оказывать давление на Януковича. Это особенно важно, учитывая, что президент как глава государства практически лишается собственной опоры в Верховной раде, становясь заложником отношений с Виктором Януковичем. В ближайшее время неудовлетворенность «оранжевой» части исполнительной власти будет одним из факторов политической нестабильности в Украине.
Как следствие, возрастают и риски роста напряженности внутри правительства, которое фактически «разбивается» на два лагеря. Министр юстиции Роман Зварыч заявил, что в кабинете министров будет сформирована партийная группа «Наша Украина». Очевидно, что это попытка институционализировать влияние «Нашей Украины» в кабинете Януковича, что противоречит аппаратным интересам премьера.
Таким образом, с одной стороны, возникает риск поляризации внутри кабинета министров между «оранжевыми» и «регионалами». С другой стороны, сам кабинет министров будет вынужден опираться на «подвижную» парламентскую коалицию. «Подвижность» в данном случае будет заключаться в том, что сейчас в Верховной раде могут существовать две формы парламентского большинства: с участием «Нашей Украины» в виде «широкой коалиции» и без участия «Нашей Украины» в составе Партии регионов, Соцпартии и КПУ («антикризисная коалиция»). Проблема в том, что первая коалиция становится правящей, а вторая - оппозиционной, но грань между ними очень хрупкая. Виктор Янукович, выдвинутый «оппозиционной», «антикризисной коалицией», но утвержденный «широкой коалицией» всегда может шантажировать Ющенко наличием «антикризисного» оппозиционного большинства. И такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока Януковича поддерживает КПУ. Именно коммунисты обеспечивают Партии регионов большинство и без «Нашей Украины». Это значительно укрепляет его позиции в дальнейшем политическом «торге» с Ющенко. «Наша Украина», в свою очередь, будет стремиться как можно скорее вытеснить КПУ из коалиции. Да и сами коммунисты, надо признать, могут весьма скоро покинуть коалицию, протестуя против «антинародной политики» правительства (например, в тексте соглашения о коалиции уже исчез пункт о запрете на продажу земли). Тогда поиск «баланса» между «Нашей Украиной» и Партией регионов разгорится с новой силой. Иными словами, кризис на Украине не разрешился, но лишь приобрел новое качество и более затяжной, вялотекущий характер, а его центр сместился из парламента в исполнительную власть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции