Произведения искусства из Государственного Эрмитажа воровали несколько лет. Об этом на специально созванной пресс-конференции заявил во вторник директор музея Михаил Пиотровский.
Ценности могли быть похищены еще 30 лет назад, однако обнаружилось это только сейчас, сообщает программа "Вести". Как заявил представитель ГУВД, полная ревизия фондов в Эрмитаже не проводилась десятилетиями. Последняя проверка, которая началась еще в августе прошлого года, показала не только пропажу 200 с лишним ценнейших экспонатов, но и то, что большая их часть числилась за уже умершими хранителями.
В то же время сам директор музея Михаил Пиотровский настаивает, что все ревизии в его фондах идут по графику. "В Эрмитаже идет постоянная, "круговая", никогда не кончающаяся проверка наличия экспонатов. В ходе этой проверки по графику, который утверждался еще прежним Министерством культуры и проверяется Росохранкультурой с постоянными отчетами, должен был проверяться Русский отдел, и стало ясно, что не хватает 221 инвентарного номера", - сообщил Пиотровский.
Плановая проверка русского отдела началась в августе 2005 года, а в ноябре скоропостижно скончалась 49-летняя сотрудница хранилища. Она умерла прямо на рабочем месте, и это, как отмечает "Агентство национальных новостей", заставило службу безопасности принять экстренные меры. Хранилища были опечатаны, и теоретически никто не имел туда доступ, пока в ноябре не был назначен новый хранитель. После этого проверка в двух хранилищах, подведомственных покойной сотруднице, возобновилась. Официально же о пропаже стало известно только в июле 2006 года.
Директор музея не стал называть имена подозреваемых, однако сообщил, что доступ к украденным ценностям имели четыре человека. Пиотровский усомнился в заказном характере преступления, но при этом выразил уверенность, что похитители не действовали наобум и тщательно планировали каждую кражу, сообщает "Первый канал".
Что касается студентов-искусствоведов, якобы имевших доступ к хранилищам Эрмитажа, то эта информация была опровергнута директором музея. По словам Пиотровского, без участия сотрудников музея кража не могла состояться.
Пропавшие вещи - в основном предметы русского ювелирного искусства - в ближайшем будущем могут появиться на антикварном рынке. "Есть черный и белый антикварные рынки. Думаю, что проследить наши вещи, "всплывшие" на них, сумеют", - сказал Пиотровский, отметив, что находившиеся в хранении экспонаты застрахованы не были. Лишь небольшая часть из них была внесена в электронный каталог музея.
По факту пропажи экспонатов из фондов Эрмитажа возбуждено уголовное дело. Оно заведено по статье 158 часть 4 УК РФ (кража, совершенная в крупном размере). Однако в дальнейшем это дело может быть переквалифицировано на 164 статью (хищение предметов, имеющих особую ценность).
По словам Пиотровского, в связи с происшествием в музее начнет работу комиссия Росохранкультуры. Кроме того, 14 августа в Петербурге пройдет заседание Союза музеев России, председателем которого является сам Пиотровский. На нем также будет обсуждаться происшествие в Эрмитаже.
Справка: Статья 164 УК РФ "Хищение предметов искусства особой ценности" по-своему несовершенна, поскольку не содержит четкого определения слова "особой".
Что касается наказания, то согласно части второй ст. 164 УК РФ хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, совершенные группой лиц по предварительному сговору, карается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.
Между тем, как отмечает "Первый канал", в царской России существовало понятие "святотатство": грабитель культовых предметов отправлялся на пожизненную каторгу, его лишали гражданских прав и не хоронили на кладбище.
Безохранное хранилище
Главная проблема музейных запасников - их гигантские объемы, пишет Газета.ру. При Советской власти главными собирателями и хранителями уникальных ценностей были музеи, и последовательно проводимая государственная политика: "Все лучшее - музеям" привела к тому, что богатство их коллекций зашкалило за грань разумного. Сегодня музеи хранят больше, чем могут показать: обычно демонстрируется не более 5-10% собранных экспонатов, в то время как остальные фонды хранятся в запасниках.
Построить эффективную систему охраны при подобных объемах чрезвычайно сложно - особенно с учетом того, что некоторые экспонаты чрезвычайно малы и их вполне можно вынести в кармане или прицепив на блузку. Музейные фонды - вещь неприкосновенная. Они собирались годами и столетиями, и будут лежать в запасниках вечно.
Хранилища Эрмитажа - "святая святых" музея. Как признается директор музея Михаил Пиотровский, из трех миллионов экспонатов показывают примерно пять процентов. А значит, в хранилищах лежит 2850000 экспонатов. При этом материальную ответственность за находящиеся в фондах ценности несет хранитель.
Не смотря на сверхсовременные и, как утверждается, надежные системы охраны, самые громкие музейные кражи обычно совершаются именно в фондах. Так, в 2001 году из хранилищ Государственного Эрмитажа была утрачена картина французского художника Жерома "Бассейн в гареме". Еще одна кража - декоративной посеребренной вазы для фруктов - уже почти раскрыта. Ваза была украдена из Эрмитажа в июле 2005 года, но, как сообщил во вторник Михаил Пиотровский, недавно ее нашли и скоро возвратят обратно в Эрмитаж. Впрочем, ценность данного экспоната не превышает 1,5 тысячи долларов.
Стоимость нынешней кражи ориентировочно оценивается в 130 миллионов рублей. Однако, как полагают эксперты, аукционная стоимость коллекции может быть в несколько раз выше: украденные экспонаты ни разу не вывозились за рубеж, и их страховочная стоимость не определялась.
В настоящее время в России находятся в розыске 50 тысяч картин и других предметов старины. Злоумышленники крадут их под заказ, нередко варварски обращаясь с уникальными произведениями, пишет "Зеркало недели".
Как отмечает Би-би-си, заметная часть антиквариата возвращается в Россию благодаря международной конвенции ООН по борьбе с незаконным вывозом культурных ценностей (Россия присоединилась к ней в 1970 году).
Опыт Украины и Белоруссии
В Украине расследованием хищений культурных ценностей занимается отдел раскрытия имущественных преступлений Департамента уголовного розыска. За последние годы здесь было совершено около трех тысяч краж культурных ценностей, раскрыто всего лишь 40% из них.
Самые "нашумевшие" дела - ограбление в 2000 году Корецкого монастыря в Ривненской области, откуда было похищены три очень ценные иконы, и кража из Черниговского художественного музея в 1997 году, где было похищено 13 картин на сумму 3 млн долл. Все эти произведения искусства до сих пор не удалось вернуть.
Частные коллекции грабят в основном случайно. 70-80% предметов старины пропадают в результате квартирных краж. Обычно это иконы небольшого размера, писанные мастерами в монастырях. Наиболее ценными из них считают иконы старообрядцев, проживающих в Одесской области.
Заметим, что хищения культурных ценностей считаются в Украине преступлениями общекриминальной направленности, а потому специальной статьи уголовной ответственности за кражу произведений искусства здесь не предусмотрено. Грабители музейных ценностей подпадают под статью 185 Уголовного кодекса. Преступники осуждаются на небольшой срок, обычно не больше пяти лет. Бытовая квартирная кража и похищение произведений искусства по закону фактически равны.
Создание единого реестра произведений искусства заметно "упростило" бы жизнь сыщиков, считают в Украине. В этой связи интересен опыт соседних государств, например в Белоруссии. До 70-х годов кражи в церквях в Белоруссии вообще не регистрировались или квалифицировались как мелкое хищение. Только после составления экспертами-искусствоведами каталогов историко-культурных ценностей такие кражи квалифицировать как хищения в особо крупном размере.
В настоящее время к единому реестру в Белоруссии имеет доступ весьма ограниченный круг лиц, поскольку в свое время в результате доступности списка ценностей произошла серия краж.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников