БУЭНОС-АЙРЕС, 26 июл - РИА Новости, Юрий Николаев. "Боливарианская революция" - так президент Венесуэлы Уго Чавес называет проводимые им в стране политические и социально-экономические преобразования.
Как и кубинский лидер Фидель Кастро в середине прошлого века, Чавес не ограничивается переменами у себя дома, но и старается увлечь за собой другие латиноамериканские страны, понимая, что один в поле - не воин. Особенно, если противостоять приходится самой мощной державе мира - Соединенным Штатам.
"Боливарианская революция" начиналась с обычной выборной президентской кампании, в результате которой к власти пришел мало кому знакомый за пределами Венесуэлы человек. За основу своей революционной теории Чавес взял любимый латиноамериканцами образ Симона Боливара с его мечтой о континентальном объединении коренного населения, которое изменит лицо сегодняшней Америки.
Уго Рафаэль Чавес Фриас (Hugo Chavez) родился 28 июля 1954 года в местечке Сабанета в штате Баринас на юго-востоке Венесуэлы. В его жилах течет индейская и негритянская кровь.
Чавес рос в многодетной семье школьного учителя смышленным и живым ребенком, мечтал стать профессиональным игроком в бейсбол. Его прадед по материнской линии был активным участником Гражданской войны 1859-1863 годов. Выступал на стороне либералов, сражался под руководством народного вождя Эсекиеля Саморы. Он прославился тем, что в 1914 году поднял антидиктаторское восстание. Рассказы и легенды об этих героических событиях передавались из поколения в поколение и оказали сильное влияние на формирование будущего лидера "боливарианской революции".
Сразу после школы Уго Чавес поступает в военное училище. Здесь начинается его первое приобщение к революционной деятельности. В училище молодые курсанты создают организацию "КОМАКАТЕ" (аббревиатура из первых двух букв воинских званий - команданте, майор, капитан, теньенте, что в переводе означает лейтенант). Бесспорным лидером организации сразу же стал Чавес, который выделялся среди однокурсников широтой общественно-политического кругозора и эрудицией.
Со временем "КОМАКАТЕ" трансформировалась в Революционное боливарианское движение. В феврале 1992 года армейские колонны под командованием Уго Чавеса вышли на улицы Каракаса, чтобы низложить погрязшего в коррупции президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса. 40-летний подполковник Уго Чавес планировал создать военно-гражданскую хунту из числа людей, не запятнанных коррупцией, а также созвать Учредительное собрание для разработки проекта новой Конституции. Однако правительство сумело пресечь попытку мятежа.
Во время ареста, который транслировался по национальному телевидению, Чавес заявил, что он и его товарищи складывают оружие потому, что на этот раз им не удалось добиться поставленной цели, а также, чтобы избежать продолжения кровопролития. Но это не означает конец борьбы. Борьба будет продолжена.
Уго Чавес попадает в тюрьму. В 1994 году его амнистируют и, выйдя на свободу, он сразу окунается в политику. Уго Чавес становится на позиции "мирной революции". Он отказывается он вооруженной борьбы и переходит к ненасильственным, легальным, парламентским формам и методам борьбы.
В президентской кампании 1998 года Уго Чавес вновь участвовал под лозунгом борьбы с коррупцией, но на этот раз - успешно. 6 декабря 1998 года на состоявшихся в Венесуэле всеобщих выборах он одержал уверенную победу, набрав 56,5% голосов избирателей. Спустя три месяца, 25 июля, состоялись выборы в однопалатную ассамблею. Они завершились триумфом сторонников Чавеса.
Апеллируя к венесуэльской конституции, новый президент излагает свою программу реформ, в которых даже не было упоминания о необходимости проведения революционных, "левых" преобразований.
До прихода Чавеса к власти между США и Венесуэлой не существовало серьёзных проблем и новое правительство Венесуэлы, как казалось Вашингтону, не представляло для американских нефтяных компаний никакой угрозы. В риторике нового президента США не видели резона для серьёзного беспокойства.
Бывший военный мятежник установил жесткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela. Ее сверхдоходы он направляет на строительство больниц и школ, реализацию аграрной реформы, ликвидацию безграмотности и прочие социальные программы. Все это способствует массовой популярности нового лидера среди бедного большинства. Опираясь на его поддержку, Чавес приступил к национализации предприятий в различных отраслях промышленности.
В 1999 году в Венесуэле принимается новая конституция, а 30 июля 2000 года проходят новые всеобщие выборы, на которых Уго Чавес побеждает с оглушительным успехом, набрав 60% голосов.
Вновь почувствовав поддержку большинства венесуэльского народа, в основном беднейших слоев, Уго Чавес открыто солидаризируется с Кубой и уже не скрывает своей левой ориентации.
"Я уверен, что путь в новый, лучший и возможный мир лежит отнюдь не через капитализм, а через социализм. Капитализм ведёт нас прямо в ад. Капитализм хочет уничтожить рабочих". Такого рода заявления, постоянно звучат в еженедельной популярной телепрограммы "Aлло, президент" и раскрывают политические взгляды лидера нефтяной Венесуэлы.
Перефразируя Ленина, Чавес говорит: "Неолиберальный капитализм - высшая стадия капиталистического безумия".
Используя благоприятную конъюнктуру на мировом рынке энергоносителей, а также определенную зависимость США от поставок венесуэльской нефти, Чавес изменил внешнеполитический курс. За считанные годы Венесуэла превратилась в авторитетного регионального лидера и фактически возглавила движение против неолиберализма в Западном полушарии.
Резкая критика политики США, МВФ и ВТО, попытки сплотить вокруг себя на почве антиамериканизма другие латиноамериканские страны, привели к острой конфронтации Венесуэлы с Соединенными Штатами.
Оппозиция, напуганная заявлениями, а главное - действиями Чавеса, пытается всеми средствами избавиться от него. 12 апреля 2002 года Чавес свергнут в результате государственного переворота, однако уже через два дня благодаря помощи своих сторонников и верных частей армии он возвращает себе власть.
Чавес старается использовать торговые противоречия между США и Евросоюзом, налаживает отношения с Китаем, Индией, Канадой, Россией и Ираном.
В последнее время Уго Чавес усиленно продвигает идею создания в Латинской Америке военно-политического союза в рамках так называемой "оси добра" в противовес американской "оси зла". Эта инициатива пока не вызвала энтузиазма у большинства латиноамериканскаих лидеров.
Социально-экономическая ситуация в Венесуэле остается весьма сложной. Уровень безработицы является одним из самых высоких в Западном полушарии - 12,3%. По уровню бедности Венесуэла занимает лидирующее место, к категории бедняков относятся более 47% населения страны.
Однако позиции Чавеса внутри страны по-прежнему крепки. Одна из причин этого, по мнению аналитиков, - раздробленность оппозиции, жесткая конкуренция между ее лидерами, преследующими свои собственные политические амбиции.
Природа наделила Уго Чавеса организаторским талантом, кипучей энергией, огромной работоспособностью, красноречием, умением убеждать людей в своей правоте. Он цитирует по памяти Библию, работы Боливара, увлекается дзен-буддизмом. Он пишет стихи и рассказы, увлекается живописью. Это сложная, подчас противоречивая фигура.
Знаменитый колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес так описал свои впечатления от общения с венесуэльским президентом: "Внезапно я осознал, что с удовольствием побеседовал с двумя совершенно разными людьми в одном лице. Одним, кому судьба дала возможность спасти свою страну, и другим - иллюзионистом, способным войти в историю деспотом".