БЕЙРУТ, 26 июл - РИА Новости, Павел Давыдов. Две недели войны перевернули жизнь ливанцев. Дружелюбная и гостеприимная страна, планировавшая принять в этом году до полутора миллионов туристов, в одночасье превратилась в место, из которого люди спешат уехать как из зачумленного.
Тысячи иностранцев штурмуют корабли в портах Бейрута и Джунии (город на северо-востоке страны). Десятки тысяч ливанцев и работавших в нем иностранцев часами простаивают на переходных пунктах на ливано-сирийской границе.
Война поделила полуторамиллионный Бейрут на два города. Один - это Дахья, южный пригород. Здесь, в вотчине "Хезболлах" целые кварталы превращены израильской авиацией в руины, в них нет жизни. Другой лежит к северу и северо-востоку от Дахья и практически не затронут воздушными налетами. Жители этих районов, оправившись от первого шока, постепенно возвращаются к нормальной жизни.
Страна в блокаде, и каждый думает, как ее выдержать в отдельно взятой крепости, которой является его дом. Те, кто не собираются или не могут уехать из страны, готовятся к тому, чтобы пересидеть войну если, не дай Бог, она затянется. В супермаркетах опустели многие полки. Ливанцы скупают консервированные продукты, крупы, бобовые, муку, сухое молоко и прочие "долгоиграющие" продукты.
Многие магазины, не выдержав наступления покупателей и распродав весь запас товара, закрылись. В свою очередь, многочисленные бейрутские бутики закрыты из-за отсутствия покупателей. В те немногие, что открыты, никто не заглядывает - не до того.
Подорожали овощи и фрукты. Две основные житницы страны - долина Бекаа и Южный Ливан бомбит израильская авиация и артиллерия. Дороги разбиты и опасны, а потому доставить сельхозпродукцию непросто.
Но еще больше подорожали матрацы и постельное белье. Бомбардировки жилых кварталов Бейрута и других ливанских городов заставили около 750 тысяч жителей страны покинуть свои дома. Пустыми стоят южные пригороды ливанской столицы, ряд городов и деревень на юге и востоке страны. Временным пристанищем для беженцев стали школы, общественные здания, мечети и монастыри. Потому и возник спрос на матрацы, простыни и одеяла.
Удары израильской авиации в корне изменили географию транспорта Ливана. Бейрутский аэропорт, единственное воздушное окно во внешний мир, закрыт. Его взлетные полосы уничтожены. Ни прилететь в Ливан, ни улететь из него теперь нельзя.
С моря страна блокирована израильскими военными кораблями. Основные шоссейные дороги, связывающие северную и центральную части страны с южной и восточной, разбиты. То, что еще две недели назад было получасовой увеселительной прогулкой, сегодня оборачивается двух-трех часовым кошмаром.
Чтобы попасть, например, из приморского города Сайда в Бейрут, также лежащий на берегу Средиземного моря, нужно подняться сначала в горы, вдоволь наплутаться по второстепенным дорогам, которыми ливанцы в последний раз пользовались в годы окончившейся 16 лет назад гражданской войны, а потом вновь спуститься на побережье. Соединяющее два города приморское шоссе разбито.
С ливанских дорог исчезли грузовики. Не видно не только движущихся грузовых машин, но и стоящих на улице, "ночующих" под открытым небом. Несколько дней назад израильская авиация уничтожила в центре Бейрута две машины с установками для бурения артезианских скважин. Ранее ракетному обстрелу подверглись еще несколько грузовиков, хотя ни один из них не доставлял оружие боевикам "Хезболлах" из соседней Сирии - обстоятельство, которого опасается израильское командование. После этого водители отказываются садиться за руль не только большегрузных машин, но и небольших грузовичков - слишком большой риск для жизни.
В свою очередь, владельцы легковых автомобилей, стараются избегать любого соседства с грузовиками - не ровен час, в него врежется израильская ракета.Выбирая маршрут, ливанцы стремятся также миновать мосты, наземные и подземные путепроводы. Израильское командование предупреждало, что некоторые из них числятся в списке на уничтожение.
"Лучше я сделаю лишний крюк, чем поеду по мосту, в который может угодить ракета", - говорит бейрутский водитель Зейд Хасан.
По вечерам, спасаясь от удушливой жары внутри квартир - из-за частого отключения электричества кондиционеры и вентиляторы не работают - ливанцы целыми семьями выходят на балконы, чтобы воспользоваться прохладой. Другие выносят пластиковые стулья и столы на тротуары, играют в нарды или карты. На звуки летающих высоко в бейрутском небе израильских самолетов внимания не обращают, привыкли. Равно как привыкли и к время от времени сотрясающим город взрывам. Это бомбят южные кварталы Бейрута.
На тянущуюся пятикилометровую знаменитую бейрутскую набережную, обсаженную красавицами-пальмами, постепенно возвращаются любители пеших прогулок и бега трусцой. Стволы большинства пальм отмечены снарядами и осколками еще прошлой гражданской войны.
На прибрежных камнях вновь появились исчезнувшие в первые дни бомбежек любители рыбной ловли. А на установленных вдоль набережной лавочках, попыхивая дымком кальяна или лакомясь вареной кукурузой, отцы и матери семейств лениво наблюдают за тем, как резвятся их дети.
В кафе на улице Хамра в западном Бейруте и в восточном, христианском районе Аль-Ашрафи за чашкой кофе или бокалом пива допоздна сидит молодежь. А по утрам ливанская столица подолгу спит, словно каждый день - воскресенье. С начала войны в стране не работает большинство учреждений, предприятий, магазинов, и люди не спешат пока покидать свои дома.
Но мир в отдельно взятом районе обманчив. За две недели войны в Ливане, по меньшей мере, 400 человек были убиты, больницы переполнены ранеными, а на юге страны продолжает литься кровь. В районе южной границы Ливана с Израилем идут ожесточенные бои между израильской армией и боевиками "Хезболлах". На ливанские деревни и города падают бомбы, в свою очередь, ракеты "Партии Аллаха" рвутся в израильских поселениях и городах.
В этих условиях никто не знает, как будут развиваться события завтра. Накануне, например, впервые с начала войны, израильские самолеты на низкой высоте несколько раз совершили облет христианских районов в горах Метн и Кесруан, к северо-востоку от Бейрута, заставив сердца его жителей сжаться от страха.
Ливанцы и до начала нынешней войны боялись возможного возникновения конфликта: уж очень хрупким были мир и равновесие в стране.
Сегодня их нервы напряжены до предела. Так что любое неожиданное развитие конфликта или его углубление моментально сдует любителей бега с бейрутской набережной.