Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий - РИА Новости.
Требование грузинского парламента о выводе российских миротворцев с территории «непризнанных государств», отказ Михаила Саакашвили от поездки в Москву, смещение относительно умеренного министра грузинского правительства Георгия Хаиндравы, усиление позиций главного сторонника силовых действий в отношении Абхазии и Южной Осетии Ираклия Окруашвили выносят на повестку дня вопрос о возможности серьезной дестабилизации в регионе.
Грузинский парламент и ранее принимал крайне резкие документы в отношении российских миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии. Однако обычно власти в Тбилиси разыгрывали простую комбинацию доброго и злого следователей, причем функцию «доброго» выполняли президент и правительство страны, подчеркивавшие свое стремление сохранять позитивные отношения с Россией. Теперь вся грузинская власть не скрывает своего негативного отношения к России - разница только в том, что если одни ее представители еще не готовы к продвижению силового сценария в отношении «непризнанных государств» (с этим связана отставка Хаиндравы), то другие уже пришли к заключению, что этот сценарий является предпочтительным. И последние явно преобладают.
Действительно, все попытки Тбилиси договориться со своими бывшими автономиями оказались неудачными. В Сухуми и Цхинвали не доверяют миролюбивым заявлениям высокопоставленных грузинских представителей, считая, что это временные маневры, призванные втянуть их в состав Грузии, а не ясно выраженное признание прежних ошибок в национальной политике. В то же время приближаются президентские и парламентские выборы, на которых Саакашвили придется выдержать жесткую конкуренцию с представителями оппозиции и отчитаться о выполнении своего обещания восстановить территориальную целостность страны. Напомним, что и министр обороны Окруашвили обещал встретить Новый год в Цхинвали - а до этой даты осталось чуть больше полугода.
Вряд ли в Тбилиси считают, что российские миротворцы уйдут, подчинившись решению грузинского парламента. Похоже, что требование депутатов - это только первый значительный шаг по пути «выдавливания» миротворческих сил России. Дальнейшие шаги могут состоять в том, чтобы потребовать, на первых порах, изменить формат миротворческой операции, «разбавив» российских военнослужащих представителями других государств и передав командование операцией в другие руки. Не случайно требование Окруашвили больше не выдавать визу заместителю главкома сухопутных войск РФ генералу Валерию Евневичу. А в дальнейшем возможны шаги по свертыванию миротворческой операции - с тем, чтобы «голубые каски» из защитников российских граждан в регионе (а они сейчас, по сути выполняют и эту функцию) превратились в бессильных наблюдателей.
Существует точка зрения, что Грузия в ситуации, когда она сделала принципиальную ставку на западную интеграцию (пусть даже она выглядит сугубо гипотетической, но Джордж Буш во время недавнего визита Саакашвили в США дал понять грузинскому президенту, что страна может быть со временем принята в НАТО), силовые акции по отношению к бывшим автономиям с ее стороны невозможны. Определенный резон в этой позиции есть - американцам не нужно неконтролируемое обострение конфликтов в непосредственной близости от стратегически важного для них нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако если это обострение будет носить контролируемый (с точки зрения Запада) и недолговременный характер, то американцы и европейцы могут закрыть на него глаза. Тем более, если найдется подходящий повод дл оправдания силовой операции.
В такой ситуации возможно будет самое неприятное развитие событий. Разгром американцами талибского режима в Афганистане и нынешнее вторжение Израиля в Ливан стали прецедентами ответа государств на действия экстремистских групп, находящихся на территории другой страны. Еще проще предпринять подобные силовые действия в международно-признанных границах современной Грузии - ведь ни одна страна не признает независимость ее бывших автономий. Достаточно будет небольшой провокации (вспомним, что «контртеррористическая операция» Израиля началась в ответ на похищение двух солдат) для того, чтобы сугубо гипотетический сейчас силовой вариант разрешения конфликтов приобрел вполне реальные очертания. Тем более, что обстановка в регионе и без того носит очень сложный характер - только что был убит секретарь Совета безопасности Южной Осетии Олег Алборов, совершено покушение на убийство осетинского политика Балы Бестауты.
Таким образом, российские миротворческие силы остаются единственным стабилизирующим фактором в регионе. И представляется, что власти России сделают все, чтобы избежать их «вытеснения» не только из геополитических, но и из гуманитарных соображений. Юридические основания для такой позиции есть: формат миротворческой операции предусматривает, что ее прекращение или изменение характера возможно лишь с согласия всех сторон.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции