Рейтинг@Mail.ru
90 лет Boeing: взлеты и падения - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

90 лет Boeing: взлеты и падения

Читать ria.ru в
Дзен
15 июля 1916 года, 90 лет назад, в Уильям Боинг зарегистрировал свою компанию "Pacific Aero Products", которая годом позже получила название "Boeing Airplane Company".

15 июля 1916 года, 90 лет назад, в Уильям Боинг зарегистрировал свою компанию "Pacific Aero Products", которая годом позже получила название "Boeing Airplane Company".

Доходная романтика

В 1903 году, когда в воздух поднялся первый биплан братьев Райт, сын богатого лесопромышленника Вильгельма Боинга Уильям бросил Йельский университет в Сиэтле, чтобы открыть свое собственное лесопильное производство в "вечнозеленом" штате Вашингтон. В 1908 году, прослышав о первом съезде американских авиаторов в Лос-Анджелесе, Боинг отправился туда - и на всю жизнь заболел авиацией. Вместе с морским офицером Джорджем Вестервельтом Боинг изучает авиастроение и даже совершает рискованный полет на аэроплане Кертисса. Позже Боинг признавался, что так и не понял, как ему удалось удержаться на крыле этой машины (именно там было предусмотрено место для пассажира). Прийдя к выводу, что "так летать нельзя", Боинг и Вестервельт с юношеским максимализмом решили построить лучший биплан в мире.

Осенью 1915 года Боинг получил несколько уроков вождения самолета в Калифорнии у известного авиатора Гленна Мартина. Тогда же на мостках рядом с домом Боинга в Сиэтле, где были пришвартованы лодки и катера, друзья начали строить свой первый самолет - гидроплан, названный их инициалами: B&W. Вскоре Вестервельт был вынужден переехать на Восточное побережье, и Боинг довел постройку двух первых гидропланов до конца в одиночку. К моменту первого испытательного полета специально нанятый пилот опоздал, а когда прибыл на место, то увидел, как гидроплан поднялся в воздух с поверхности озера. За штурвалом находился сам конструктор.

Вскоре после этого и было принято решение создать авиастроительную компанию - предприятие, в высшей степени легкомысленное в период, когда авиация воспринималась не более как модное развлечение. Боинг оказался дальновиднее многих, предугадав, что США неизбежно вступят в бушевавшую тогда Мировую войну, и армии и флоту во множестве понадобятся самолеты. Так и вышло: авиация стремительно превращалась из игрушки в грозную силу.

Рождение империи

В новое предприятие Уильям Боинг вложил $100 тыс. - бешеные по тем временам деньги. Оба построенных B&W были проданы в Новую Зеландию, а в 1917 г., сменив название на Boeing Airplane Company, фирма получила первый военный заказ на 50 многоцелевых гидропланов Model C. Сумма контракта составляла $116 тыс., и Боинг в кратчайшие сроки превратил маленький цех в довольно большое производство со штатом из 337 сотрудников - пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. Две последние профессии были очень важными: летательные аппараты представляли собой тогда конструкцию из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах - "железо" оставалось на долю мотора и шасси.

С окончанием войны для авиастроительных фирм наступили тяжелые времена: армия самолетов больше не заказывала, а гражданская авиация находилась еще в зачаточном состоянии. К 1919 г. предприятие оказалось на грани разорения, но положение спасла авиапочта - новое поприще крылатых машин, оказавшееся чрезвычайно перспективным в Америке начала 1920-х. Идею подсказал известный пилот Эдди Хаббард - энтузиаст воздушной доставки почты, и в 1919 г. Боинг и Хаббард перевезли из Ванкувера в Сиэтл первый мешок писем. Это и был старт в великое будущее.

Дальше события развивались с нарастающей скоростью. Выиграв в 1927 г. тендер на перевозку почты и создав первый в мире специализированный почтовый самолет Model 40, Boeing Airplane Company поглотила авиакомпанию Pacific Aero Products и превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation, попутно выведя на пассажирские линии трехмоторный биплан Model 80. Если первая пассажирка 40-й модели - корреспондентка чикагской газеты -  провела весь полет в салоне размерами с крупный холодильник, то выпущенная в  1929 году трехмоторная Model 80 была рассчитана уже на 12 пассажиров, которым  помогали в полете первые в мире стюардессы. Это был первый самолет Боинга,  рассчитанный на гражданскую авиацию.

В начале 1930-х, окрепнув на волне авиационного бума, потрясшего Америку, Boeing Airplane & Transport Corporation выдала на-гора сразу несколько прогрессивных новинок: скоростной почтово-пассажирский моноплан Model 200 Monomail, принципиально новый бомбардировщик В-9 и Р-26 Peashooter - первый в США цельнометаллический истребитель-моноплан.

В конце концов титанические усилия Уильяма Боинга, направленные на создание гигантской авиационной империи, увенчались успехом. Войдя в альянс с моторостроительной компанией Pratt & Whitney, неугомонный Билл создал настоящего монстра: United Aircraft & Transport Corporation с уставным капиталом около миллиона долларов. Корпорация решительно монополизировала все американские авиалинии, где использовались самолеты Boeing, сосредоточила громадные мощности производства самолетов, двигателей и оборудования, занялась строительством аэродромов и обучением персонала, а своего основателя вывела в ряд богатейших граждан США.

Дальше - больше. Создание громадной авиатранспортной компании United Airlines и разработка специально для нее двухмоторного лайнера Model 247, во многом определившего технический облик гражданских самолетов на десятки лет вперед.

Boeing без Боинга

Все кончилось в 1934 г. буднично и просто. С принятием антимонопольного законодательства транспортные и сервисные подразделения были обособлены в самостоятельные компании, и United Aircraft & Transport Corporation разделилось на три части: United Air Lines (авиаперевозки), United Aircraft и  Boeing Aircraft Company (строительство самолетов, соответственно, на Восточном  и на Западном побережье США). Сам Боинг, не стерпев, видно, обиды, решает уйти из авиационного бизнеса - чтобы через несколько лет снискать славу одного из лучших коннозаводчиков США.

Потенциал фирмы оказался столь мощным, что подкосить его не удалось: сосредоточив усилия на разработке самых передовых для своего времени самолетов, Boeing Airplane Company, казалось, даже не заметила коварного удара законодателей. До начала Второй мировой войны компания успела разработать знаменитый тяжелый бомбардировщик В-17 Flying Fortress - грозу и ужас германских городов, Model 307 Stratoliner - первый в мире высотный пассажирский самолет с герметичной кабиной, а также очень удачно перекупить у авиаконструктора Ллойда Стирмэна (Lloyd Stearman) его учебный биплан PT-17 Kaydet, ставший буквально классикой американской авиации. Перекупили машину, кстати, вместе с фирмой, в полном соответствии с укоренившейся традицией поглощать партнеров по бизнесу.

Во время войны компания стала главным поставщиком тяжелых военных самолетов для ВВС США. Наиболее востребованным оказался высотный стратегический бомбардировщик В-29 Superfortress: если в 1942 году выпускалось 60 самолетов в месяц, то спустя два года их число  достигло 362. В сборочных цехах трудились в основном женщины, которых от  возможных японских авианалетов защищал своеобразный камуфляж - построенные  прямо на плоских крышах макеты домов и садовых участков, которые с воздуха  производили впечатление обычного пригорода.

Через Атлантику

В первое послевоенное десятилетие поток армейских заказов снова оскудел, и на  повестку дня была поставлена задача сугубо гражданская: создание  комфортабельного авиалайнера, способного совершать регулярные коммерческие  рейсы через Атлантику. Однако первая попытка Boeing - четырехмоторный Stratocruiser (фактически слегка переделанный десантный C-97, поступивший на вооружение армии в 1944 году) - ожидаемых дивидендов не принес, и лайнер  быстро сняли с производства.

Hа подходе был век реактивной авиации. Чтобы не отстать от конкурентов,  компании нужно было срочно осваивать новую технику: сначала в экспериментальных вариантах, затем в военных, после чего запускать трансатлантический лайнер с  пассажирами.

Создать реактивный самолет было невозможно без многочисленных испытаний в аэродинамических трубах. И Boeing построил в Сиэтле с помощью трофейной германской техники и документации крупнейшую в мире частную "трубу". Оттуда и "вылетел" первый американский реактивный бомбардировщик XB-47, а вслед за ним  - дальний бомбардировщик B-52, который на десятилетия стал основой  стратегической авиации США.

Первый испытательный полет B-52 состоялся 15 апреля 1952 года. А спустя неделю совет директоров Boeing постановил выделить $16 млн на разработку на базе бомбардировщика первого реактивного пассажирского лайнера: им стал B-707, бесспорный лидер трансатлантических перелетов в 50-60-е годы. Именно с этой  машины началась война за пассажиров с океанскими лайнерами, закончившаяся  полной победой авиации.

Hа 707-х "боингах" часто летали президенты и высшие чиновники. В 1962 году корпорации Boeing были заказаны два президентских самолета, получившие официальное название Air Force One. Лишь в самом начале 90-х годов они передали эстафету своему собрату - военной модификации пассажирского двухэтажного гиганта  B-747-200.

Boeing на Луне

С середины 50-х корпорация Boeing из авиационной прекратилась в аэрокосмическую. Хотя и путь в космос, как это обычно бывает, лежал через оборонку.

Первой ласточкой ракетной программы компании стала твердотопливная зенитная  ракета GAPA, управляемая компьютером. За ней последовали другие ракеты - вплоть до межконтинентальной баллистической Minuteman, которая стала одной из составляющих американской стратегической ядерной триады.

Среди перспективных проектов Boeing значилась и разработка пилотируемого  многоразового космического корабля Dyna-Soar, способного после выхода на орбиту совершать мягкую посадку на землю. В те годы это была затея революционная,  многим она показалась абсолютно нереальной, и в 1963 году проект закрыли - чтобы возродить спустя без малого 20 лет уже под названием Space Shuttle.

А когда в 1961 году президент Кеннеди объявил национальную программу полета  человека на Луну (проект Apollo), одним из тех, кто с энтузиазмом ее подхватил, был тогдашний президент корпорации Boeing Уильям Аллен. Из сборочных цехов  возглавляемой им компании вышли и автоматические станции серии Lunar Orbiter,  выводимые на селеноцентрическую орбиту, и лунный "самокат" Lunar Rover Vehicle, которым пользовались три последние экспедиции "Аполлон", и первая ступень  лунной ракеты-носителя "Сатурн-5" (вторую и третью построили два других  аэрокосмических гиганта: соответственно North American Rockwell и Douglas).

После завершения лунной программы для детища Уильяма Боинга наступила черная полоса: ни одного заказа на протяжении почти полутора лет! Экономический спад привел к закрытию многих дочерних предприятий Boeing, и даже в "родовом гнезде" фирмы в Сиэтле персонал испытал самое крупное сокращение за всю историю  существования авиаконцерна: менее чем за год было уволено более 45 тысяч человек. Hа въезде в город появились иронические плакаты: "Последний уезжающий из Сиэтла - пожалуйста, погасите свет!".

Чтобы как-то поправить дела, пришлось снова, как и после первой мировой войны, переключиться на побочное производство: теперь специалисты Boeing делали не только самолеты, но и компьютеры, ирригационное оборудование и опреснительную технику, голосовые скрэмблеры для полиции и монорельсовый транспорт, военные ракеты и системы раннегтранспорт, военные ракеты и системы раннего оповещения AWACS.

Последняя декада века прошла для Boeing под знаком новых революционных  прорывов: бомбардировщик-"невидимка" B-2 и аэробус B-777, участие в масштабных  космических проектах Sea Launch (морской запуск ракет-носителей) и Международной космической станции. Когда же под занавес столетия произошло долгожданное слияние Boeing с извечными конкурентами - двумя другими аэрокосмическими китами Rockwell International и McDonnell Douglas, объединившимися для совместной борьбы с европейской авиаиндустрией, могло  показаться, что будущее Boeing безоблачно.

Обновы, однако, были недешевыми, и в 1998 г. в судьбе Boeing Corporation грянул очередной кризис, продлившийся до 2000 года. Убытки, массовые увольнения сотрудников, неясность с проектом околозвукового лайнера Sonic Cruiser, жесткая конкуренция со стороны Airbus, теракты 11 сентября 2001 года. Впрочем, и от этих сложностей компании удалось оправиться. Чтобы с полной силой вступить в битву с европейцами за рынок гражданских лайнеров.

Сегодня Boeing уделяет особое внимание созданию скоростных беспилотных аппаратов и участвует, среди прочего, в создании транспортного самолёта с вертикальным взлётом V-22, истребителя F-22, а также готовит боевой космический лазер ABL, способный уничтожать стартующие баллистические ракеты. На фоне постоянного роста военных расходов США это позволяет  не беспокоиться за будущее компании.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала