Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Нынешние события на юге Ливана будут иметь самые тяжелые последствия не только для этого региона, но и для всего мира, особенно в контексте энергетической безопасности, борьбы с терроризмом, межцивилизационного диалога или, вернее, межцивилизационного недопонимания. Неплохой «подарок» к саммиту «Большой восьмерки», где эти темы являются центральными.
Израиль, напомним, проводит военные операции уже на двух фронтах - в палестинском секторе Газа и в Ливане. Причина в том, что примеру палестинцев - Исламского движения сопротивления (ХАМАС) последовало ливанское движение «Хезболлах», и еще двое израильских солдат оказались в плену, семь израильских солдат были убиты. Теперь уже счет идет на десятки убитых и раненых среди мирных ливанцев и израильтян.
Настолько серьезного положения на ливано-израильской границе не было уже несколько лет. Впрочем, подобное развитие ситуации рано или поздно было неизбежным - недоурегулированные конфликты рано или поздно оборачиваются серьезным обострением отношений. Односторонний уход израильтян из сектора Газа в 2005 году и с юга Ливана в 2000 не привел в конечном итоге к урегулированию арабо-израильского конфликта. И сейчас стороны переживают новый виток противостояния, который может отбросить ситуацию на Ближнем Востоке на двадцать лет назад.
Надо отметить, что во многом именно лидеры стран «восьмерки», особенно представители Евросоюза, США и России - как участники «квартета» международных посредников ближневосточного урегулирования и члены СБ ООН - несут ответственность за то, что ситуация на Ближнем Востоке накалилась до предела.
Происходящее в зоне арабо-израильского конфликта служит лучшим примером того, что международные механизмы урегулирования конфликтов не отвечают современным реалиям. Ни ООН в целом, ни отдельные страны не справляются с серьезными проблемами, которые стоят перед ними. 15 лет назад многие аналитики писали о том, что развал СССР и прекращение противостояния между Москвой и Вашингтоном во многом дали импульс ближневосточному мирному урегулированию. Теперь стоит задуматься о том, что разрушенный баланс в международных отношениях и односторонняя политика Вашингтона привели к тому, что многие региональные кризисы (не только ситуация на Ближнем Востоке), оказались в тупике.
О сложной ситуации в международных отношениях в целом упомянул недавно глава МИД РФ Сергей Лавров. Еще до обострения ситуации на ливано-израильской границе, когда речь шла только об эскалации конфликта в секторе Газа, он отметил: «очень трудно говорить о том, как СБ ООН мог бы успокоить ситуацию: есть глубочайшие противоречия по вопросу о том, кто несет главную ответственность - палестинцы или израильтяне, и пока единого мнения нет». Он также добавил, что «в последние годы тормозится реализация решений ООН, принятых десятилетия назад и направленных, прежде всего, на создание Палестинского государства, на урегулирование отношений между Израилем и Сирией, и Израилем и Ливаном, и тормозится из-за нарастания напряженности на палестинских территориях».
Впрочем, беспомощность международного сообщества и в частности СБ ООН проявляется не только на ближневосточном направлении, но и в целом во всех региональных, а по сути мировых конфликтах - идет ли речь об Ираке, Иране или КНДР.
Что делать, пока не знает никто. Очевидно одно - и политика противостояния двух блоков, и односторонний диктат Вашингтона во всех значимых международных событиях оказались одинаково неэффективными для решения конфликтов. Неслучайно американский журнал «Тайм» заметил, что «в течение последних трех лет наблюдается устойчивая эрозия способности Вашингтона гнуть мир по своей воле». Издание указывает на тот факт, что во внешней политике президент США Джордж Буш все больше и больше отходит от односторонних действий и, например, в ситуации вокруг КНДР, высказывается за дипломатические решения, причем на многосторонней основе. «Это более сфокусированная внешняя политика, опирающаяся в большей степени на реализм и в меньшей на идеологию», - приводит «Тайм» слова неназванного по имени советника Буша.
Говорят, что исправить ошибки никогда не поздно. Однако если для КНДР и Ирана еще есть шанс, то Ирак и особенно Ближний Восток, возможно, прошли «точку невозврата». И Израиль, и палестинская сторона, и «Хезболлах» на данный момент не могут остановиться и уступить. Посредники на данном этапе беспомощны. Можно долго спорить - кто виноват и кто первый начал, можно и нужно вернуть израильских солдат домой, но проблему это не решит до тех пор, пока арабо-израильский конфликт не будет окончательно урегулирован. И, возможно, до тех пор, пока международное сообщество не выработает эффективных механизмов урегулирования кризисных ситуаций.
Это является настоящим вызовом для лидеров «восьмерки» на саммите в Санкт-Петербурге. И вопрос в том, смогут ли они предложить что-то кроме традиционных призывов к сторонам конфликта проявить сдержанность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции