Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Последний полет Николая Гастелло

Самолет Гастелло был подбит и загорелся. Тогда летчики приняли решение направить горящую машину на скопление оставшихся танков, машин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с бомбардировщиком.
65 лет назад имя Николая Францевича Гастелло стало синонимом слова "герой". Подвиг Николая Гастелло стал первым из многих, спасших Советский Союз от фашизма.

В пятый день войны, 26 июня 1941 года, 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус в течение дня наносил удары по войскам противника в районе Радошковичи - Молодечно у деревни Декшаны (Белоруссия). Экипаж по командованием капитана Гастелло выполнял боевое задание по уничтожению вражеской танковой колонны, это был второй боевой вылет немногочисленного 207-го авиаполка. В воздух поднялось звено в составе двух самолетов. В экипаж капитана Николая Гастелло входили штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, заменивший тяжело раненного штурмана эскадрильи, стрелок-радист сержант Алексей Калинин и нижний люковой стрелок, адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый.

Справка: Николай Францевич Гастелло родился 06.05.1908 в Москве в семье рабочего. Работал слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин.

С мая 1932 служит в Советской Армии. В 1933 окончил Луганскую военную школу летчиков, служил в частях бомбардировочной авиации.

В 1939 участвовал в боях на реке Халхин-Гол и советско-финляндской войне 1939 - 1940. В действующей армии с июня 1941.

Командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА). За совершенный подвиг 26.07.41 присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина.

Второй экипаж пилотировал старший лейтенант Федор Воробьев, а в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Через час с небольшим полета звено обнаружило южнее Радошковичи большую вражескую моторизованную колонну. После выполнения боевого задания на аэродром базирования Воровское вернулся лишь бомбардировщик старшего лейтенанта Воробьева. Оказалось, что по пути назад, самолет Гастелло был подбит и загорелся. Тогда летчики приняли решение направить горящую машину на скопление оставшихся танков, машин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с бомбардировщиком.

Спустя десятилетия после войны, энтузиасты стали проводить расследования и сопоставления фактов, в результате которых приводили противоречащие выводы: 

Например, в 1994 году в "Известиях" была опубликована статья "Экипаж капитана Маслова достоин звания героев", из которой следовало, что 26 июня 1941 года с аэродрома в Боровском, что под Смоленском, поднялся на выполнение боевого задания 207-й авиаполк 42-й авиационной дивизии дальних бомбардировщиков. Командиром 4-й эскадрильи был Николай Францевич Гастелло, а 3-ю вел в бой капитан Александр Спиридонович Маслов. И оба экипажа не вернулись из того боя.

Спустя несколько лет, в сентябре 2001 года, в газете "МК-Московия" снова появилась эта версия, в статье Эдуарда Харитонова "Тайна двух капитанов". Кроме того, в ней оспаривалось первенство Николая Гастелло в этом подвиге. Первый огненный таран колонны вражеских войск 26 июня 1941 года, по мнению автора статьи, совершил друг Николая Гастелло - капитан Маслов из подмосковной Коломны. Более того, по версии, приведенной в статье, Гастелло якобы выпрыгнул с парашютом, в то время как по статье 262 УК РСФСР "оставление погибающего военного корабля" являлось преступлением. 

Известно, что 26 июня 1951 г. при огромном скоплении народа вскрыли старую братскую могилу. В сохранившейся планшетке пилота были обнаружены документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова, а также чудом уцелевшие летные очки и расческа. Еще в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Накануне дня победы в 2002 году появилось еще одно исследование: в "Московском комсомольце" журналист Кирилл Экономов, в статье под заголовком "Искушение "св. Эдуарда"  буквально по пунктам опроверг все утверждения статьи "Тайна двух капитанов".

В числе прочего, Экономов приводит факты: местные жители похоронили останки Николая Гастелло ночью после боя, но: при падении и взрыве самолета останки найти практически невозможно, тем более что 26 июня 41-го был огненный таран. "Кого же заворачивали в парашют крестьяне и чьи очки, планшетку, чье "обгоревшее тело" нашли 10 лет спустя?" - задается вопросом автор. И тут же делает вывод: если это капитан Маслов, как доказывает Харитонов, то факт нахождения его тела является главным доказательством того, что он этот таран не совершал. Его совершил Гастелло. Маслов же, вероятно, был подбит на несколько часов раньше, и потерпел крушение на бреющей траектории.

При подготовке материала использована информация с сайта Smi.Ru

Рекомендуем
Сотрудники правоохранительных органов во время акции протеста в Минске после президентских выборов
ЕС пригрозил принять меры против Белоруссии за подавление протестов
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала