Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
20 июня Верховный суд РФ отменил приговор Александру Копцеву, осужденному за нападение на прихожан московской синагоги в январе 2006 года. Дело направлено на новое рассмотрение. Таким образом были удовлетворены кассационные жалобы Генпрокуратуры РФ и потерпевшей стороны, которые сочли незаконным решение Мосгорсуда, исключившего при вынесении приговора Копцеву ссылку на 282 статью Уголовного кодекса РФ (разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни и унижение чести и достоинства человека).
И в этом суть вопроса. Ударить несколько человек ножом (а именно это сделал Копцев) на улице - тоже преступление. Но сделать это же самое в том или ином храме - преступление особого рода, совершенное по иным, более опасным для общества мотивам. Поэтому для такого преступления существует иное наказание. И отношение к нему должно быть более серьезным.
Решение Верховного суда стало прецедентом для России и дает надежду, что местные судебные органы будут все более активно использовать 282 статью, а не стыдливо замалчивать существующую в стране проблему роста ксенофобских тенденций.
Копцев был приговорен в марте этого года к 13 годам лишения свободы. «Суд считает, что Копцев совершил покушение на убийство именно по мотиву национальной и религиозной розни, однако при этом он не пытался разжигать вражду», - таково было решение Мосгорсуда. В приговоре также указывалось, что в российском обществе отсутствуют такие явления, как национальная вражда.
«Мы с самого начала подчеркивали, что назначенный обвиняемому в нападении на молящихся срок тюремного заключения - не самое важное. В этом вопросе решение суда нас вполне устраивало, приговор был адекватен тяжести совершенного преступления. Но главным для нас было признание действий подсудимого актом антисемитизма, направленным на разжигание национально-религиозной розни в России. Именно потому, что такую квалификацию суд отклонил, адвокат потерпевшей стороны требовал у Верховного суда отмены приговора», - эти слова главного раввина России Берл Лазара цитируются в заявлении, распространенном его пресс-службой. «Решение Верховного суда покажет, что власти - в частности, судебная власть - действительно обеспокоены националистическими проявлениями и намерены использовать всю силу закона, чтобы положить им конец», - считает Берл Лазар.
По словам гособвинения, подсудимый в ходе предварительного и судебного следствия неоднократно заявлял, что своим поступком хотел показать пример другим, а своими действиями хотел преподать урок евреям. Тем не менее, суд не счел это «разжиганием вражды», хотя от признания мотивом преступления «национальной розни» в данном деле уйти не смог. Рознь есть - а вражды нет? Но до последнего времени такая формулировка, как «национальная рознь», вообще была редкостью для судебных органов, особенно если случаи были не столь очевидны, как резня в синагоге. Но все же, пусть и медленно, ситуация меняется.
По данным российского информационно-аналитического центра «СОВА», помимо дела Копцева весной 2006 года было вынесено три обвинительных приговора по насильственным преступлениям, в которых судом был признан мотив национальной ненависти. Еще в трех случаях по различным причинам этот мотив был снят во время судебных разбирательств, однако, как отмечают правозащитники, «кажется позитивным сам факт того, что прокуратура перестает «бояться» обвинений, связанных с национальной ненавистью».
Так совпало, что в день вынесения решения Верховным судом решения о пересмотре дела Копцева центр «СОВА» провел презентацию своего очередного обзора, посвященного проявлениям радикального национализма в России и мерам по противодействию им.
Помимо увеличения числа обвинений в преступлениях по мотивам национальной ненависти правозащитники отмечают еще несколько позитивных моментов. Среди них - признание идеологического неонацистского мотива преступлений в делах, связанных с нападением на девушку-антифашистку в Екатеринбурге и о погроме на панк-концерте в Курске. «Знаковым событием» называют они и признание правоохранительными органами (на примере одного конкретного дела в Санкт-Петербурге) возможности бандитизма как средства обеспечения экстремистской деятельности. Такая формулировка, по словам, заместителя директора центра Галины Кожевниковой, является давно привычной для Запада.
В тоже время правозащитники отмечают и негативные тенденции, среди которых увеличение условных приговоров тем, кто был привлечен к суду за насильственные действия с учетом мотива ненависти или без учета. «Условные или неоправданно мягкие приговоры не отвращают праворадикалов от противоправной деятельности», - говорится в обзоре центра «СОВА».
Но все же по сравнению с прежним непониманием правоохранительных и судебных органов насчет того, что делать в случаях проявления национальной ненависти, в последнее время наметились положительные сдвиги. По данным правозащитников, впервые с весны 2004 года за экстремистскую, этнонационалистическую деятельность решением суда была ликвидирована общественная организация. Речь идет о закрытии националистической организации в Краснодарском крае. Впервые с 2003 года Росохранкультура обратилась в суд с иском о ликвидации газеты после двух предупреждений за размещение экстремистских материалов. Приводит центр «СОВА» и примеры профилактической работы милиции в регионах по предотвращению насильственных преступлений.
Но пока у правозащитников нет уверенности, чем являются приведенные ими положительные примеры - отдельными случаями, политической конъюнктурой, или все же укоренившейся тенденцией. И в этой связи пересмотр дела Копцева может сыграть определяющую роль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции