1945 - из Берлина в Москву доставлено Знамя Победы
1945 - из Берлина в Москву на транспортом самолете доставлено Знамя Победы.
24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне. Решено было привезти из Берлина Красное знамя, которое было водружено над рейхстагом 30 апреля 1945 разведчиками 150-й стрелковой дивизии М.А.Егоровым и М.В.Кантария. Фотографии горящего рейхстага с реющим над его куполом знаменем Победы были опубликованы в московской газете «Правда» 3 мая 1945 года. В Берлине еще шли бои, в самом рейхстаге стреляли отдельные группы фашистов, а снимки уже стали историческими. Красное знамя, пробитое пулями, обагренное кровью, стало священной реликвией. Впервые идею водрузить красный стяг над столицей поверженной Германии высказал И.В.Сталин на торжественном заседании б ноября 1944 года. Тогда Военный совет армии принял решение: передовой отряд бойцов должен водрузить флаг над рейхстагом, что будет символизировать окончательное крушение нацизма. По образцу государственного флага СССР было срочно изготовлено девять стягов, по числу дивизий, входивших в состав 3-й ударной армии. Во главе атакующих цепей шли штурмовые группы, составленные из воинов-добровольцев. Каждая из них стремилась быстрее выполнить ответственную задачу. Флаг № 5, ставший Знаменем Победы, несла группа из трех бойцов, возглавляемая старшим сержантом Ивановым. Он получил смертельное ранение при прорыве к верхним этажам здания, но сержант М.Егоров и младший сержант М.Кантария, которых прикрывали их однополчане по 756-му полку, смогли водрузить знамя. Поздним вечером 30 апреля 1945 года над крышей рейхстага затрепетал красный флаг, а вслед за этим было поднято еще два. Во второй половине следующего дня красный флаг перенесли на стеклянный купол здания, где он оставался до дня Победы. 9 мая реликвия была передана в штаб 150-го полка, а вместо нее над рейхстагом взвился другой флаг. 20 июня 1945 года Знамя Победы на транспортном самолете доставили в Москву, и с тех пор оно хранится в Центральном музее Вооруженных сил. Победное знамя уже 61 год находится в специальном хранилище. Подлинное знамя хранят в особых условиях - воздухопропускающий чехол, специальная бумага, на руках сотрудников - перчатки. Показывают его крайне редко: ткань слишком хрупкая, а кроме того, как объясняют в музее, это не просто знамя, а символ победы и история. Точная копия этого знамени - с пулевым отверстием, надставленным сеткой краем, с цифрой пять на обратной стороне - была сшита специально.
1881 - в Нижнем Новгороде проведена первая телефонная связь
1881 - в Нижнем Новгороде проведена первая в России телефонная связь.
20 июня 1881 года в Нижнем Новгороде была введена в эксплуатацию первая в России телефонная линия гражданской связи длиной 1547 метров. Она соединяла Георгиевскую пристань реки Волги с квартирами директоров-распорядителей пароходного общества «Дружина». На пристани были установлены четыре аппарата системы «Сименс» и два таких же - на квартирах директоров-распорядителей. В 1885 году в Нижнем Новгороде оборудовали первую городскую телефонную станцию емкостью 50 номеров. Ее устройство и эксплуатацию взял на себя купец 2-й гильдии К.Д.Гейнце. Спустя десять лет была установлена вторая телефонная станция на 200 абонентов, на этот раз уже в заречной части города. К началу ХХ века емкость нижегородской телефонной сети насчитывала 444 номера. Растущее с каждым годом число абонентов телефонистки обслуживали вручную. В 1929 году на Центральной телефонной станции установили четыре коммутатора по 450 номеров каждый, и нижегородцы получили дополнительно еще 1,8 тысячи номеров. В начале 1930-х годов в центре Нижнего Новгорода началось строительство Дома связи, признанного впоследствии памятником архитектуры. Дом Связи стал центром будущей первой автоматической телефонной станции в нагорной части города. Новая АТС, обеспечившая телефонами 6 тысяч горожан, вступила в строй в 1935 году. Огромный скачок в развитии ГТС произошел в начале 1960-х годов. В это время начался процесс перехода ГТС с пятизначной на шестизначную нумерацию. Были сняты прежние ограничения по расширению телефонной сети, что открыло большие возможности для ее дальнейшего развития. Затем в эксплуатацию были приняты первые АТС декадно-шаговой системы, которые значительно сократили время соединения и улучшили качество телефонной связи. Благодаря переводу АТС на новую систему и введению шестизначной нумерации емкость городской сети за пять лет удвоилась и составила 60,5 тысячи номеров. В 1981–1982 годах в городе впервые в СССР были проведены испытания волоконно-оптической линии протяженностью 1895 метров. Результатом использования новой технологии стал стремительный рост емкости городской сети, составившей в 1991 году 440 тысяч номеров. Вскоре в эксплуатацию были приняты первые две электронные АТС типа МТ-20 (ОПТС-96, 97). С тех пор городская телефонная сеть выросла до гигантских размеров, превратившись в высокотехнологичную структуру, отвечающую самым современным требованиям обеспечения населения различными видами качественной электросвязи. Сегодня ОАО «Нижегородсвязьинформ» - одно из крупнейших предприятий связи в России..
1937 - родился Николай Николаевич Дроздов
1937 - родился Николай Николаевич Дроздов, профессор МГУ, ведущий программы «В мире животных».
Его мама - врач, отец - биохимик, профессор, занимался палеонтологией, зоологией, ботаникой. В 1955 году Николай Дроздов поступил на биологический факультет МГУ, однако после второго курса перешел на географический факультет. После окончания университета работал на кафедре биогеографии географического факультета МГУ научным сотрудником, старшим научным сотрудником, доцентом. С 1968 года работает на Центральном телевидении, с 1977 года - ведущий еженедельной научно-просветительской программы «В мире животных». Николай Дроздов - самый «долгоиграющий» ведущий за всю историю отечественного телевидения: передачу «В мире животных» он ведет около тридцати лет подряд. Был ведущим и консультантом шестисерийного документального фильма «Царство русского медведя» производства телекомпании «Би-би-си». В ноябре 1997 года стал одним из соучредителей журнала «В мире животных». В 1995 году программа «В мире животных» была удостоена премии ТЭФИ как лучшая просветительская программа. В 1996 году Николай Дроздов был избран академиком Академии Российского телевидения. Лауреат ежегодной премии «Калинга», премии «Золотая панда» за лучшие фильмы о природе в номинации «За выдающиеся достижения». Женская экологическая ассоциация «Юнона роз» присвоила ему почетное звание «Рыцарь планеты» (1997) - раньше такой чести удостоились Тур Хейердал и Жак Ив Кусто. Лауреат Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп» (2003). Николай Дроздов - доктор биологических наук, профессор МГУ, академик РАЕН. В марте 2005 года записал компакт-диск «Вы слыхали, как поет Дроздов?», в который вошли песни 1960-1970-х годов, в том числе всем известные «Жил отважный капитан», «Одинокая бродит гармонь», «На тот большак, на перекресток» и многие другие. Автор более двухсот статей и двадцати книг о природе и животных мира.
Всемирный день беженцев
Всемирный день беженцев; отмечается с 2001 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
На протяжении многих лет различные страны и регионы отмечали собственные памятные дни и даже недели, посвященные беженцам. Один из самых известных - День африканского беженца, который отмечается в нескольких странах 20 июня. В этот день в 1974 году странами-членами Организации африканского единства (ОАЕ) было принято Соглашение о предоставлении помощи тем африканцам, кто просит убежища. Войны и экономические трудности, по данным ОАЕ, превратили в беженцев 27 миллионов жителей Африки. В середине ХХ века международная помощь требовалась примерно 1250 тысячам беженцев во всем мире, включая 350 тысяч беженцев в Европе, которая все еще боролась с последствиями второй мировой войны. К концу 1950-х годов узел основных проблем беженцев переместился из Европы на другие континенты, в первую очередь в Африку. За последние десятилетия география этого явления существенно расширилась за счет Южной Азии, Ближнего Востока, Балкан. Признавая ответственность Организации Объединенных Наций за дела беженцев, Генеральная Ассамблея ООН в 1950 году учредила Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, которое начало свою деятельность 1 января 1951 года. Две главные функции УВКБ - предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения проблемы беженцев. Что касается первой функции, УВКБ стремится установить принятие на международном уровне минимальных стандартов для помощи беженцам в таких сферах, как обеспечение работой, образованием, жильем, свободой передвижения. УВКБ также пытается защитить беженцев от насильственного возвращения на родину, где они могут подвергнуться преследованиям. В 1951 году Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев предложило к ратификации конвенцию «О статусе беженцев», в которой определены права людей, вынужденно покидающих свой дом, и обязанности государств по отношению к этим людям. С тех пор конвенцию ратифицировало свыше 140 государств, включая Россию. В 2001 году, выражая солидарность с Африкой, где находится большая часть беженцев, 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, в соответствии с которой (в честь 50-летия принятия конвенции «О статусе беженцев») установлен Всемирный день беженца. Организация африканского единства согласилась с тем, чтобы Всемирный день беженца отмечался одновременно с Днем африканского беженца - 20 июня.
1927 - родился Вячеслав Михайлович Котеночкин
1927 - родился Вячеслав Михайлович Котеночкин, кинорежиссер-мультипликатор.
Вячеслав Котеночкин родился 20 июня 1927 года. В 1942 году, окончив семь классов, поступил в артиллерийскую спецшколу, где проучился до десятого класса и где прошел военную подготовку (позднее такие спецшколы были преобразованы в суворовские училища). Оттуда его направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе. После войны, демобилизоввшись в 1946 году, пришел в «Союзмультфильм». В феврале 1947 года был зачислен в штат студии художником.
Первой его режиссерской работой был фильм «Мы такие мастера» (1963). Всего поставил более 60 мультфильмов. Широкую популярность заслужили у зрителей мультфильмы «Аленький цветочек», «Лягушка-путешественница», «Необыкновенный матч», многосерийный «Ну, погоди!». Этот мультфильм - плод коллективного творчества. Художником его был Светозар Русаков, великолепную походку Волка придумал и нарисовал художник Виктор Лихачев, многие замечательные сцены принадлежат художнику-аниматору Владимиру Крумину. Тогда авторы и не думали о сериале, решив снять один фильм. Но после того как фильм показали по телевидению, пришло очень много писем с просьбой продолжать его. Много раз Котеночкин порывался прекратить создание новых серий, но каждый раз отступал под напором зрителей, влюбленных в героев «Ну, погоди!». Создатели серий про Волка и Зайца не раз сталкивались с тогдашней цензурой, которая мучила авторов вопросом - почему Волк курит, плюется, чему учит детей этот мультфильм. Худосовет отверг кандидатуру Владимира Высоцкого, который согласился озвучивать Волка, как «слишком одиозную фигуру». Волка стал озвучивать Анатолий Папанов, которого потом прозвали «заслуженным Волком СССР», Зайца озвучивала Клара Румянова. Но в мультике есть одна сцена с голосом Высоцкого - Волк насвистывает мелодию из фильма «Вертикаль». Сериал был построен на шлягерах, которые подбирал сам Вячеслав Котеночкин. Композитор Геннадий Гладков написал песню о Снегурочке и Деде Морозе. Для нескольких серий песни написали Зацепин и Мигуля. После смерти Анатолия Папанова, когда было снято уже 16 серий, режиссер совсем было решил закончить работу над сериалом, так как жизнь персонажа после смерти актера казалась совершенно невозможной. 17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучки предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актерам в перерывах, - из этого материала и сделали два фильма, более того, исходя из этих фрагментов и был написан сценарий. В 1988 году Волк и Заяц принесли Котеночкину Государственную премию СССР. Даже книгу мемуаров знаменитый режиссер назвал «Ну, Котеночкин, погоди!». В последние годы, несмотря на тяжелую болезнь, Котеночкин продолжал много работать. Он был президентом студии «Союзмультфильм» и детского анимационного фестиваля «Золотая рыбка». В 1999 году вышла книга его воспоминаний «Ну, Котеночкин, погоди!». Умер Вячеслав Михайлович Котеночкин 20 ноября 2000 года.
1934 - родился Юрий Иосифович Визбор
1934 - родился Юрий Иосифович Визбор, журналист, бард, актер.
Юрий Визбор - один из наиболее ярких представителей авторской песни, создатель жанра песни-репортажа. Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был одним из создателей и корреспондентом радиостанции «Юность», журнала «Кругозор», сценаристом и редактором в Государственном Комитете по радиовещанию и телевидению СССР, с 1970 года - в объединении «Экран». В качестве тележурналиста Визбор снял первый документальный фильм о Михаиле Горбачеве, когда тот работал еще в Ставрополе. Песни начал писать с 1951 года, за малым исключением, на свои стихи. Его песни отличаются неподдельной искренностью, мелодичностью. Автор более 400 песен («Охотный ряд», «Милая моя», «Серега Санин», «Ты у меня одна», «Рассказ технолога Петухова»). Снимался в фильмах «Июльский дождь», «Красная палатка», «Ночная смена», «Семнадцать мгновений весны». По его сценариям поставлено свыше сорока документальных фильмов, а также художественные фильмы «Год дракона», «Прыжок» и телефильм «Капитан Фракасс». Песни Визбора звучат в фильмах «Мой папа капитан», «Такая она», «И ты увидишь небо», «Москва слезам не верит», «Нежность к ревущему зверю». Юрий Визбор много путешествовал по России, ездил в экспедиции на Кавказ, Памир и Тянь-Шань. И многие его песни хранят это чувство дороги. Умер Юрий Визбор 17 сентября 1984 года. В день 70-летия выдающегося барда перед концертным залом «Россия»на разбили палатку, и под гитарные переборы и фейерверк на Площади звезд появилась еще одна - пятиконечная, имени Юрия Визбора.