Рейтинг@Mail.ru
Россия первой должна сделать шаг, чтобы снять вопрос о миротворцах - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия первой должна сделать шаг, чтобы снять вопрос о миротворцах

Читать ria.ru в

Об отмене моратория на высказывания на тему российско-грузинских отношений в стенах грузинского парламента, о том, как избежать неприятных сюрпризов в отношениях двух стран, о законе о реституции и ситуации с миротворцами в Абхазии, о не отвечающем на звонки спикере Госдумы Борисе Грызлове спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе рассказала в интервью обозревателю РИА Новости Наталье Ратиани.

- Грузинский парламент собирается в середине июля принять постановление о выводе российских миротворцев из Абхазии. Это уже окончательное решение или ситуация может измениться?
 
- Если решение по миротворцам в Абхазии будет принято нашим парламентом в середине июля, то оно не будет неожиданным для России. Чтобы снять этот вопрос с повестки дня, первый шаг должна сделать Россия, потому что она большая, мощная и у нее есть претензия на то, что она региональная держава. Этим шагом Россия может коренным образом изменить ситуацию.

Грузия с самого начала заявляла, что для нее не является самоцелью постановка вопроса о выводе миротворцев или собственно вывод
миротворцев из зон конфликтов. Но у нас очень много претензий к тому, как осуществляется миротворческая операция, и как идут политические процессы в конфликтной зоне.

Основной задачей первого постановления, которое парламент Грузии принял несколько месяцев назад относительно миротворческого
контингента России в зоне грузино-осетинского конфликта, было, если хотите, подтолкнуть Россию сделать какие-либо позитивные шаги в направлении улучшения миротворческой операции. К сожалению, Россия не откликнулась соответствующими шагами.

Поэтому мы были вынуждены принять по миротворцам в Южной Осетии вторую резолюцию. Тем не менее, учитывая реалии, мы заложили в этой резолюции компромиссный вариант - предложили не выводить миротворцев моментально, а начать работу по замещению миротворцев другими силами.

Это было сделано для того, чтобы в регионе не образовался вакуум, и какие либо политические силы не использовали его для
определенных провокаций.

То же самое по отношению к миротворцам в Абхазии.
 
- А каких именно шагов вы ждете от России?
 
- Россия делает очень многое, но на первом этапе можно сделать несколько определенных шагов.

В первую очередь официальные лица России должны прекратить делать двойственные заявления. С одной стороны, они подчеркивают в своих заявлениях значение и уважение территориальной целостности Грузии, а с другой стороны, указывают на то, что есть еще и другой принцип - самоопределения народов.

Я удивлена недальновидной политикой некоторых российских политиков. Россия многонациональная федеративная страна, населенная в большинстве своем не русским населением. Поэтому указание на принцип самоопределения народов, в первую очередь, угрожает России.

Россия должна конкретно отреагировать на наши предложения по мирному урегулированию конфликтов. Речь идет и о совместном контролировании Рокского туннеля, о формировании совместных полицейских сил в Гальском районе, о движении в направлении политического урегулирования конфликтов, о следовании тем двухсторонним договоренностям, которые зафиксированы в соглашениях между Россией и Грузией.

Есть масса вопросов, решение которых в совокупности может дать картину позитивного движения. Если такая картина будет вырисовываться, то мы, безусловно, на нее позитивно отреагируем.

- А Грузия намерена делать ответные шаги навстречу России?
 
- Мы на них готовы. Если будет что-то позитивное, то мы будем только счастливы на это отреагировать. Мы готовы на добрососедское
сотрудничество с Россией, но для этого нужны взаимные шаги. Какими бы сложными отношения между Россией и Грузией не были бы, мы должны максимально постараться избежать в этих отношениях сюрпризов.
 
- Когда парламент примет закон о реституции, предусматривающий восстановление в правах собственности и возмещение материального ущерба лицам, пострадавшим во время грузино-осетинского конфликта и разработанный  в сотрудничестве с экспертами Венецианской комиссии?
 
- 9 июня этот закон был принят в первом чтении. И мы хотели принять его окончательно до конца весенней сессии. Если в конце этой недели мы сможем окончательно согласовать его с европейскими коллегами, то мы его примем в течение этой недели. Если работу не удастся закончить сейчас, то самая далекая перспектива принятия этого закона – сентябрь 2006 года.

Этот закон еще раз показывает добрую волю Грузии и желание восстановить мосты между Грузией и Южной Осетией, которые были
разрушены. Подобный закон будет отдельно принят и по пострадавшим в грузино-абхазском конфликте.

Мы не хотим принимать общий закон и обманывать кого-либо. У нас нет сейчас возможности одновременно говорить о возмещении ущерба и пострадавшим в грузино-осетинском конфликте и в грузино-абхазском. Мы принимаем законы, чтобы их выполнять, поэтому эти вопросы будем решать поэтапно.

Пока сложно сказать какой объем средств потребуется на реализацию этого закона. Минфин Грузии еще работает над этим, но, сколько бы не было необходимо на реализацию закона о реституции, мы его выполним.

- Грузия разработала два мирных плана по урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, принимает закон о реституции, а в Южной  Осетии и Абхазии не перестают говорить о не мирных намерениях Грузии, о попытках вооруженного вторжения. Почему вам не верят осетины и абхазы?
 
- Давайте скажем прямо, что это недоверие постоянно подпитывается российской стороной.

Я понимаю этих людей - был вооруженный конфликт, время от времени происходят разные инциденты. Безусловно, люди напуганы. Но эта боязнь подогревается и российскими СМИ, которые то и дело передают о том, что Грузия вводит войска в зону конфликта.

Наша просьба, давайте освещать события объективно. Последний раз, когда приезжали мои коллеги из Госдумы, они очень удивились, что Тбилиси не разрушен, как Бейрут. Тбилиси строится, украшается, кафе и рестораны работают до пяти утра, люди спокойно ходят по улицам. Мы всех приглашаем посмотреть, что у нас происходит, и тогда, в том числе и журналисты, поймут, что нам не нужна война. Нам нужен мир, чтобы мы могли нормально развиваться.

Грузия готова и южным осетинам, и абхазам предоставлять наивысшие права автономии, которые только существуют в мире.

Многие россияне не знают, но статус, который мы предложили Южной Осетии по конституции и по статусу выше, чем статус Северной Осетии в рамках конституции РФ.

Речь идет о посте вице-президента, местах в правительстве, парламенте, полном местном самоуправлении, избрании местного парламента, который в определенных рамках будет независимым, избрании руководителя автономной республики Южная Осетия прямыми выборами, гарантировании культурной самобытности, сохранении языка. Все права осетин в рамках Грузии будут защищены. Непонятно, почему к нам какие либо претензии?

Грузия готова продолжать диалог и дорабатывать разработанные документы по мирному урегулированию конфликтов. Наша дорожная карта по Абхазии, также как мирный план по Южной Осетии не являются догмой. Мы предложили наши инициативы Южной Осетии, Абхазии, России и всему мировому сообществу с желанием показать, на что грузинское руководство и государство готово. Мы с удовольствием примем любые предложения и дополнения в рамках тех основных принципов, которые мы предлагаем.

Однако, если, скажем, абхазская сторона будет согласна на переговоры только в том случае, если Грузия признает суверенитет и независимость Абхазии, то переговоры опять зайдут в тупик.

Было бы делом, если бы Россия выступила и заявила, что никогда не признает суверенитет и независимость Южной Осетии и Абхазии, а
признает их права только в рамках единой Грузии и международно признанных границ.
 
- Парламент Грузии намерен сохранять или снимет введенный Вами мораторий на высказывания по вопросу российско-грузинских отношений?
 
- Постоянно воздерживаться от высказываний по этим вопросам мы не можем, но уверена, сможем снизить температуру в этом диалоге. Грузия и Россия, я считаю, должны продолжать пусть взаимную критику, но в дипломатических рамках, и с желанием найти выходы из той или иной сложной ситуации.

С моей стороны мораторий на ругань и грубую, непарламентскую критику, а также взаимные и неделикатные ругательства действовал и
будет действовать всегда. Это мой принцип, и всех призываю держаться в рамках дипломатической лексики.

Хотя иногда очень сложно спрятать эмоции, когда дело касается твоей собственной страны и территории, когда у тебя 300 тысяч
беженцев, которые каждую минуту от тебя ждут конкретных шагов. И, тем не менее, можно выражаться жестко, но в дипломатических и парламентских рамках.
 
- Может ли грузинская делегация на предстоящей в конце июня сессии ПАСЕ в Страсбурге поддержать предложение румынского сенатора Илии Иласку лишить Россию председательства в комитете министров Совета Европы?
 
- Я против изолирования России от любой международной политической или правовой активности – это ни к чему хорошему не приводит. Когда стоял вопрос о приостановлении членства России в ПАСЕ из-за войны в Чечне, то «грузинская делегация была одной из первых, кто резко вступил против такого решения. Чем активнее Россия, будет участвовать в международных организациях, тем лучше. Изолировать Россию или лишить ее возможности аргументировать свою позицию ни к чему хорошему не приведет.
 
- Когда планируется встреча глав парламентов «Кавказской четверки»?
 
- Надеюсь, что спикер Совета Федерации России, как и его коллеги из Армении и Азербайджана, приедут в Тбилиси, но точная дата встречи пока не известна.

С моей стороны желание сотрудничать есть. Со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым у нас сложилось нормальное взаимодействие. В рамках «четверки» мы были бы рады пригласить и других членов СФ. Также с удовольствием приглашаю в Грузию и руководство Государственной Думы. Жаль, что спикер ГД Борис Грызлов на любые предложения пока отвечает отказом. Насильно мил не будешь, но если такое желание будет высказано, то я с удовольствием на него откликнусь.

Но я не буду принимать никаких упреков, что Грузия не хочет говорить с Россией, или Грузия с нами не обсуждает двухсторонние проблемы, а на международных форумах критикует. С моей стороны неоднократно были сделаны и письменные, и телефонные, и публичные шаги, направленные на расширение парламентского сотрудничества.
 
- На встрече двух президентов в Санкт-Петербурге много говорилось о российских инвестициях в Грузию. На Ваш взгляд, в случае возможного очередного ухудшения отношений между Россией и Грузией, могут быть сокращены российские инвестиции в Грузию?
 
- Я не против российских инвестиций, но они должны занимать равномерное положение на рынке наряду с другими инвесторами.
Инвестиции в экономику Грузии должны быть еще более диверсифицированы.

Что же касается возможного сокращения инвестиций, то такое положение вещей вряд ли будет хорошо для самой России.

Все знают, и это не нам надо доказывать, что Россия большая и может создать проблемы для кого-либо. Вы нам покажите, что Россия не большая, а великая страна. Что, иногда перешагнув через ряд неприятных вещей, вы можете поступать как великая держава. Сделайте добро, которое вы можете сделать и тогда вы будете действительно великой державой.
 
- Сегодня ЦИК Грузии передал политическим партиям первичные списки избирателей для проверки перед предстоящими нынешней осенью выборами в органы местного самоуправления. Оппозиционные партии достаточно критически высказываются по поводу справедливости будущих выборов. Каково Ваше мнение?
 
- Я бы еще раз внутри парламента оппозицию и проправительственные силы призвала к сотрудничеству. Естественно, мы будем активно сотрудничать с парламентской оппозицией, и уверена, сможем наладить это сотрудничество и проведем нормальные выборы в органы местного самоуправления.

Со своей стороны власть сделает все возможное, чтобы выборы прошли нормально. Мы пригласили много международных наблюдателей, которые станут гарантом честности и справедливости выборов в органы местного самоуправления. Мы сделаем все, чтобы ни у кого внутри и за пределами Грузии не возникло вопросов по поводу справедливости предстоящих выборов.

Если выборы выиграет оппозиция, в чем я сомневаюсь, тогда мы самокритично рассмотрим, где допустили ошибку. Если мы выиграем, в чем я больше уверена, то тогда уже оппозиции самокритично придется думать, в чем она ошиблась.

Непарламентская оппозиция, я считаю, не получит какую-либо поддержку в грузинском обществе. В Грузии хорошо знают не только их, но также и откуда и как они подпитываются.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала