Казавшееся забытым "мебельное дело" шестилетней давности вновь стало актуальным. Вчера официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова сообщила, что в рамках уголовного дела о контрабандных поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд" задержаны пять человек, в том числе арестован и фактический руководитель этих компаний в 2000 году Сергей Зуев.
Расследование многих правонарушений проходило непросто и заняло более четырех лет. Источник в правоохранительных органах объясняет подобную "проволочку" тем, что ряд руководителей Генпрокуратуры противодействовал расследованию таможенных преступлений, в том числе и с участием фирмы "Три кита".
Дело о контрабанде мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд" взял на личный контроль президент России Владимир Путин. "Это очень серьезное дело, и если бы не поддержка президента России, оно бы не достигло таких результатов", - заявил журналистам первый заместитель начальника отдела прокуратуры Ленинградской области Владимиру Лоскутов.
Стоит заметить, что именно господину Лоскутову было поручено вести возобновленное "мебельное дело". На вопрос, почему расследование было поручено сотруднику прокуратуры Ленинградской области, Лоскутов ответил: "Решение было принято из-за больших связей подозреваемых с коррумпированными должностными лицами в правоохранительных органах, препятствующих следствию".
Лоскутов сообщил, что в ходе расследования дела были неоднократные попытки подкупа следователя с целью предоставления плана расследования, оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых. А на одном из обысков у подозреваемых был изъят план расследования дела, поделился Лоскутов.
Справка. История "мебельного дела" началась летом 2000 года, сообщает газета "Время новостей". Тогда сотрудниками Государственного таможенного комитета (ГТК, ныне - Федеральная таможенная служба) была арестована крупная партия контрабандой мебели, следовавшая в адрес нескольких подставных фирм. Вскоре после этого в ГТК обратился владелец торговых домов "Три кита" и "Гранд" Сергей Зуев, который сам предложил выплатить таможенные сборы и штраф в 2,5 млн долл., чтобы забрать арестованную мебель, хотя формально он к ней отношения не имел. Таможенники согласились, однако Зуев стал жаловаться в Генпрокуратуру, утверждая, что таможенники вымогали у него деньги. Тем временем Следственный комитет (СК) при МВД возбудил по факту контрабанды и неуплаты таможенных платежей уголовное дело, которым в октябре того же 2000 года занялся следователь Павел Зайцев. Господин Зайцев вел дело, как отмечают эксперты, вполне успешно, однако вскоре, после проведенных им обысков в ноябре 2000 года, сам превратился из следователя в обвиняемого.
В конце ноября 2000 года уголовное дело было изъято Генпрокуратурой, а через месяц против г-на Зайцева было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий. По мнению Генпрокуратуры, следователь действовал из "ложно понятых интересов службы" и "карьеристских побуждений". Дело о контрабанде в 2001 году было закрыто за отсутствием состава преступления. А после вмешательства в 2002 году депутатов Госдумы следствие возобновили "по вновь открывшимся обстоятельствам". Расследованием дела занялся независимый следователь Владимир Лоскутов.
По данным следствия, подозреваемые систематически ввозили в Россию мебель для дальнейшей реализации в торговых центрах "Три кита" и "Гранд" из Германии, Италии, Франции, Испании через подставного отправителя, занижающего реальную стоимость товара. Экономический ущерб, нанесенный от реализации товаров, незаконно ввезенных на территорию России, эксперты оценивают примерно в 8 миллионов долларов.
"Три кита" - прибыльное предприятие, и было видно, что вокруг него кормится не один десяток чиновников, цитирует газета "Ведомости" слова депутата Госдумы от Одинцовского округа, на территории которого находится торговый центр, Виктора Алксниса.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что аресты - часть борьбы за Генпрокуратуру. В одном ряду с этим делом, полагает Кабанов, стоит и отставка сенатора Бориса Гутина, который с 1996 по 2000 г. работал в Управлении по борьбе с таможенными нарушениями ГТК, а с 2000 по 2004 г. занимал должность зампредседателя ГТК.
Политолог Алексей Макаркин видит в сегодняшних арестах знак: ни одна из групп влияния вокруг президента не обладает иммунитетом. Это дело - намеренное ослабление силовиков накануне внесения кандидатуры генпрокурора в Совет Федерации, считает Макаркин.
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин связывает "мебельный скандал" с отставкой Устинова: "Для меня, как и для многих, это явилось неожиданностью. Здесь можно только разводить руками и говорить о том, что Генпрокуратура и лично Устинов были необъективны и тормозили расследование", - цитирует газета "Труд" слова Илюхина.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников