Вячеслав Игрунов – РИА Новости
Феодосийское стояние противников НАТО вывело проблему участия Украины в этом альянсе в число ключевых тем украинской политики. Еще недавно считалось, что евроатлантическая интеграция может проводится без лишнего шума, шаг за шагом, как это было при Кучме, вопреки несогласию большинства населения. Однако крымский взрыв народного недовольства смешал все карты – проблема вышла в центр народного внимания. Теперь становится очевидно, что электоральная поддержка политических партий будет напрямую зависеть от их поведения в этом вопросе.
Собственно говоря, отношение к НАТО как таковой не является чрезмерно болезненным для украинцев. Еще в прошлом году только 50% населения относилось к вступлению в эту организацию отрицательно – меньше, чем в вестернизированной Чехии накануне ее интеграции в Североатлантический альянс. Почему же сейчас резко подскочило число противников НАТО, а общественное недовольство принудило американских солдат покинуть Крым?
Ответ прост: отношение к НАТО так же точно маркирует политические силы, как отношение к русскому и украинскому языку или формированию правительства.
Эти три вопроса тесно связаны.
Главное тут в том, что сегодня Украина расколота по ключевому вопросу: что будет основой государственности - этническая нация или нация гражданская? В первом случае все должны стать этническими украинцами, во втором все должны быть гражданами Украины.
Этнически озабоченная украинская элита обвиняет главу Партии регионов и победителя недавних парламентских выборов Виктора Януковича в промосковских симпатиях и предательстве национальных интересов. Однако вспомним некоторые эпизоды из биографии Януковича. Его участие в переговорах времен Кучмы о продвижении НАТО, противодействие российскому капиталу практически во всех направлениях, амбивалентная позиция по формированию Единого экономического пространства, оплачиваемая, к тому же, из российского кармана, вряд ли были удобны Москве.
Что изменилось? Дело в том, что настроение большинства украинцев не так уж зависит от российского фактора – преданность своей родине, Украине, стала естественной для подавляющего числа граждан. Однако эти люди считают себя гражданами Украины вовсе не потому, что готовы признать себя этническими украинцами. Они хотят сохранять на Украине свою особую русскую идентичность, свой язык, хотят воспитывать детей в привычной культурной традиции. Но именно это неприемлемо для их оппонентов.
Формирование правительства на основе Партии регионов открывает возможность формирования украинской гражданской нации. И этого уже достаточно, чтобы, вопреки демократическим традициям, оранжевые партии вели друг с другом заведомо бесплодные переговоры о коалиции – все исключительно ради изоляции Партии регионов от реальных механизмов власти.
Политическая победа оранжевых в 2004г. встряхнула Украину: люди поверили в силу гражданского общества. Но если победа Ющенко в сжатые сроки обернулась его конфузом, и это снизило политическую активность его сторонников, то население Юго-Востока восприняло перенесенное унижение как вызов и ответило на него ростом гражданской активности.
Одним из следствий такого перелома стала череда решений местных властей о придании русскому языку статуса регионального. И тут же последовали заявления президента о противозаконности подобных решений. Заявления смехотворные и либо основывающиеся на незнании законов собственной страны, либо опирающиеся на презрении к праву, что вообще характерно для новой украинской власти. Но действия президента, тем не менее, вполне понятны. Например, Тернопольская областная Рада, опирающаяся на самых активных и преданных сторонников Ющенко, приняла заявление об угрозе формированию украинской этнической нации, создаваемой решениями о региональных языках.
Но подавить активность русскоязычных граждан Украины уже, вероятно, не удастся. И крымское противостояние с НАТО еще одно – вдобавок к "языковому конфликту" - свидетельство подобного рода.
Что означает интеграция в НАТО для Украины? Это гарантированный разрыв сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. Уже сегодня Россия ставит на дежурство свои ракеты взамен украинской «Сатаны». Уже объявлено о прекращении совместного проекта АН-70. На очереди и другие решения, поскольку, например, в космической отрасли из привилегированного партнера Украина превращается в конкурента.
Но осложнения коснутся не только ВТС (хотя эта сфера наиболее важна, ибо только высокотехнологичные отрасли экономики могут обеспечить Украине конкурентоспособность на мировом рынке в будущем). Важно еще то, что членство в НАТО не принесет Украине дополнительных доходов. Напротив, поддержание натовских стандартов ляжет дополнительным бременем на украинский бюджет. Может быть, членство в НАТО даст дополнительные гарантии безопасности? Но в обозримое время не предвидится таких угроз, для предотвращения которых членство в НАТО могло бы оказаться эффективным.
То есть, со всех точек зрения в среднесрочной перспективе интеграция в Северо-атлантический альянс противоречит национальным интересам Украины. И все же оранжевые политики, в том числе нарушая законы собственной страны, упорно двигаются этим курсом.
Почему? Да потому, что добрососедские отношения с Россией делают невозможным курс на этнизацию политики. И, соответственно, создают угрозу формированию «этнической нации» на Украине. Поэтому необходимо поставить Россию в положение врага. И чем жестче ответит Россия, тем лучше. Пусть население испытает прилив горечи, а лучше – ненависти. Тогда образ России, а вслед за ним образ русского станут отвратительными для большинства граждан, и чувствовать себя этническими украинцами для них станет гораздо естественней. Этот курс вдобавок нравится некоторым зарубежным политикам, и они стараются максимально использовать его в перераспределении глобальных сфер влияния.
Но сторонники построения на Украине гражданской нации ставят перед собой противоположные цели. Поэтому оранжевая «НАТОфилия» вызывает у них протест. И сегодня, как уже сказано, активность именно этой части населения Украины постоянно возрастает.
Вытеснение американских военнослужащих из Крыма стало одной из первых побед гражданского общества в противостоянии этническому нациестроительству. Такой же, как принятие региональных законов о статусе русского языка. И именно эти действия, а не подавление естественных культурных потребностей большинства украинцев, являются реальными шагами Украины к европейскому обществу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.