Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына.
14 июня, в преддверии саммита G-8, в городе Северодвинск (Архангельская область) подписан пакет документов, знаменующий начало строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности. В реализации проекта участвует целый ряд российских предприятий, в числе которых северодвинский завод «Севмаш» - база Государственного Российского Центра атомного судостроения.
Плавучая «малютка» обойдется в 9,1 млрд. рублей (примерно $ 350 млн.) Средства инвестирует концерн «Росэнергоатом». Срок окупаемости проекта – 11 лет, а прослужить установка способна не менее 40 лет. Атомную новинку предполагается ввести в строй в октябре 2010 года.
«Это – прорыв в сфере энергетических технологий, - прокомментировал событие и.о. генерального директора концерна «Росэнергоатом» Сергей Обозов. – Благодаря своим уникальным характеристикам плавучие энергоблоки могут стать идеальным источником энергии и тепла для отдаленных территорий, автономных структур».
Как заверил Сергей Обозов «по надежности плавучие АЭС не будут уступать автоматам Калашникова, которые являются признанным в мире образчиком безопасности и надежности».
Первая мини-АЭС появится в водах Белого моря, у побережья Северодвинска. Визуально это – судно (водоизмещение 21 500 тонн, длина 144 метра, ширина 30 метров), которое встанет на "мертвых якорях" у завода "Севмаш". Снабженная двумя энергоблоками с реакторными установками КЛТ-40С (по 70 МВт), мини-АЭС будет производить электроэнергию, необходимую для производственной и бытовой структуры "Севмаша". В случае необходимости АЭС может также давать тепло или опреснять морскую воду.
Малая плавучая АЭС – идеальна для отдаленных территорий, лишенных централизованного электроснабжения, потому что она как раз и выполняет роль автономного источника энергии. Именно эта особенность российского технологического новшества привлекает зарубежное внимание – уже проявлен интерес со стороны Индонезии, Малайзии, Китая, др. АЭС, которую построят в Северодвинске, одновременно будет служить действующей моделью, с которой будут знакомиться потенциальные заказчики.
Проектировщики утверждают, что идеология, технологический принцип, заложенный в проект, хороши уже тем, что отработаны на многолетнем опыте гражданского ледокольного флота с ядерными установками, обслуживающего Северный морской путь России. Опыт эксплуатации таких судов свидетельствует об их высокой технической надежности, о том, что никакого радиоактивного воздействия на окружающую среду не оказывается.
При разработке системы безопасности станции учтена и проблема террористической угрозы. Предотвращение несанкционированного доступа к делящимся материалам на борту станции обеспечивается с помощью последних достижений науки и техники в этой области. Используется, например, техника идентификации личности по отпечаткам пальцев и радужной оболочке глаза. Предусмотрена защита от возможного действия диверсионной группы террористов-аквалангистов. Основательно продуманы технические средства внешней защиты. Скажем, гипотетически упавший на ПАЭС самолет не имеет шансов разрушить реакторную установку.
Тем не менее, Россия будет торговать только продуктом плавучей АЭС - электроэнергией, теплом и пресной водой. Таким образом, снимаются все вопросы, связанные с распространением ядерных технологий. Плавучая атомная станция будет подходить под флагом России к берегам государства, подписавшего соответствующий контракт, бросать якоря в удобном, защищенном от природных стихий месте и устанавливать контакт с местными техническими службами на берегу. И только потом – запускаются реакторы.
Установка позволяет сохранять до 200 тысяч тонн угля и 100 тысяч тонн мазута в год. Жизненный цикл станции полностью обеспечивается инфраструктурой российской ядерной промышленности, она обслуживается вахтовым методом. Реакторы загружаются ядерным топливом один раз в три года, имея общий ресурс эксплуатации 40 лет. Каждые 12 лет судно-АЭС будет отправляться на родину для капитального ремонта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.