Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Визит генсека Организации Исламская конференция (ОИК) Экмеледдина Ихсаноглу в Москву состоялся практически ровно через год после того, как Россия получила в ОИК статус наблюдателя. Прошедшие в российской столице переговоры стали своеобразным подведением итогов первого года официального сотрудничества Москвы с этой влиятельной исламской организацией.
«Развитие отношений с мусульманскими государствами является одним из приоритетов российской внешней политики», - заявил на встрече с Ихсаноглу президент РФ Владимир Путин.
Причем речь идет о сотрудничестве на самых разных уровнях. Первоначально акцент делался на политической сфере, вопросах безопасности. Теперь пришло время расширения экономического сотрудничества Москвы со странами-членами ОИК. В ближайшем будущем в российской столице начнут строить бизнес-центр «Восточная сказка», который по замыслу его инициаторов станет своеобразным экономическим и культурным представительством стран-членов ОИК в России.
Зачем это надо Москве, только ли об экономических дивидендах идет речь?
Свою миссию Россия видит в том, чтобы не допустить раскола мира по конфессиональному признаку. «По нашему глубокому убеждению, деление мира по конфессиональным принципам гораздо более опасно, чем прежнее деление мира по идеологическим принципам», - отметил глава российского государства.
Неслучайно первыми совместными проектами России и ОИК стало сотрудничество в гуманитарной сфере, в первую очередь в том, что касается просвещения. Глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе переговоров с Ихсаноглу подчеркнул, что особую важность имеют совместные исследования о роли ислама и христианства, опыте их сосуществования в различных странах. Министр также напомнил о том, что в марте этого года в Москве состоялось первое заседание Группы стратегического видения Россия - исламский мир, кроме того, россияне активно участвуют в реализации инициативы, выдвинутой Турцией и Испании о создании при ООН Совета цивилизаций. А в начале июля в России состоится Всемирный саммит религиозных лидеров.
Впрочем, никакие гуманитарные проекты сами по себе не смогут стабилизировать обстановку в мире и сгладить противоречия между представителями различных конфессий. Ведь у большинства современных конфликтов отнюдь не религиозные, а политические и социально-экономические причины. Они же влияют и на радикализацию ислама, что в большинстве стран, в том числе и исламских, считается одной из самых опасных современных тенденций.
На пресс-конференции в «РИА Новости» генсек ОИК высказал мнение, что отставание многих стран исламского мира от промышленно развитых государств отражается не только на социально-экономической, но и на политической сфере. В рамках существующих политических систем, где ограничена свобода слова, нет реального разделения властей, ограничена или полностью сведена к нулю роль гражданского общества, у молодежи, которая желает изменить ситуацию в своей стране, нет другой возможности выразить себя, уйти в оппозицию, как стать частью радикальных движений.
«Ислам же в этом случае служит оправданием для их действий, хотя на деле эта религия не имеет никакого отношения к насилию», - подчеркнул Экмеледдин Ихсаноглу. Поэтому единственный путь, который может положить конец развитию экстремистских тенденции, по мнению генсека ОИК, это социально-экономическая и политическая модернизация в странах исламского мира, плюс просвещение и решение политических конфликтов, которые служат питательной почвой для экстремистов различных мастей.
Такая позиция находит полную поддержку в России. Схожие с мнением генсека ОИК суждения звучали в ходе совпавшего с его визитом «круглого стола» под названием «Регион Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки: политические реформы и проблемы безопасности». Организован он был российскими учеными под эгидой МИД РФ в рамках программы председательства России в «Большой восьмерке», где, как известно, тема реформ в странах исламского мира является одной из самых обсуждаемых.
Позиция российских востоковедов сводится к тому, что модернизация необходима, но Запад должен учитывать, что идти она будет постепенно, с учетом местных традиций. Об этом постоянно заявляют своим западным коллегам и российские дипломаты, призывая их проявить выдержку и понимание специфики региона.
Россия все более громко и настойчиво высказывает свою позицию по проблемам, существующим в регионе Расширенного Ближнего Востока, и предлагает пути их решения. В этом контексте сближение с ОИК является одним из самых ярких политических ходов Москвы на восточной арене, что, безусловно, будет содействовать стабилизации здесь ситуации.
На стабилизирующую роль России в ближневосточном регионе рассчитывают и в исламском мире. Неслучайно Ихсаноглу отметил, что ОИК ценит посредническую роль Москвы в урегулировании региональных конфликтов – таких, как палестино-израильский, иракский, ситуация вокруг Ирана. Эти слова не были простой данью вежливости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.