Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.
Итак, проект российско-украинского транспортного самолета Ан-70, который считался одним из стратегических направлений сотрудничества двух стран в военно-технической сфере, видимо, окончательно закрыт. И это при том, что о его важности и перспективности неоднократно говорили президенты Владимир Путин и Леонид Кучма. Официальная версия российской стороны, озвученная министром обороны РФ Сергеем Ивановым: «Проект Ан-70 ведется по техзаданию, составленному в 1984 году, и конца ему не видно».
Основным достоинством самолета считалась возможность укороченного взлета и посадки с грунта. Сегодня уже очевидно, что для Ан-70 понадобится такая же взлетно-посадочная полоса, как и для тяжелого Ил-76, при значительно меньшей грузоподъемности и дальности полета.
По сути, судьба Ан-70, как и многих других военных проектов, которые реализуются в России с участием Украины, уже была предопределена с приходом к власти администрации Виктора Ющенко, провозгласившего путь Украины в НАТО. В декабре прошлого года Сергей Иванов заявил: «Россию не могут не беспокоить намерения Киева стать членом НАТО». И дал понять: это, прежде всего, скажется на разрыве кооперационных связей в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК). В этом случае, предрек министр, украинские оборонные предприятия «рано или поздно, извините, просто загнутся со всеми вытекающими отсюда последствиями».
В наследство от СССР Украине досталась почти треть всего научно-производственного потенциала некогда единого ВПК страны. По некоторым оценкам, это где-то около 70% украинской промышленности. Благодаря этому, Киев в короткие сроки стал одним из самых заметных игроков на мировом рынке вооружений.
Но Украина, как и все бывшие советские республики, не имела замкнутых циклов производства оружия и испытывает сегодня зависимость от поставок комплектующих из России. Москва, в свою очередь, зависит от Киева.
По словам Сергея Иванова, к 2005 году в рамках кооперационных схем СНГ и льготной торговли продукцией военного назначения работало 1330 предприятий Российской Федерации и Украины. «В общем объеме украинского оборонного импорта доля нашей страны составляла 22,8%, доля российского рынка для украинского экспорта составила по различным оценкам от 50 до 60%», – отметил министр.
95% российских вертолетов оснащаются сегодня двигателями запорожского завода «Мотор Сич». Он же производит двигатели для самолета-амфибии Бе-200 и учебно-боевого самолета Як-130. На Украине изготавливаются двигатели для крупных военных кораблей, которые, правда, в России сейчас не строят, и для десантных кораблей на воздушной подушке. Автомобили КрАЗ, на которых устанавливаются зенитно-ракетный комплекс С-300, делают в Кременчуге, радиолокационные вышки для них - в Новокрамоторске, а электронику – во Львове.
«В целом оборонный российско-украинский товаропоток насчитывает 7-8 тысяч наименований», - сообщил министр обороны РФ. Причем зачастую идет просто обмен комплектующими и никто не платит – ни с одной, ни с другой стороны. Есть и другие ситуации, когда заводы находятся на Украине, а КБ - разработчики остались в России, и наоборот. Поэтому здесь совместные работы носят уже полулегальные формы.
В 2005 году от торговли оружием Киев получил около 680 млн. долл., причем из них около 200 млн.долл. принесло сотрудничество с Москвой.
Разумеется, разрыв кооперационных связей будет болезненным для обеих сторон и обернется дополнительными расходами. Но в том то и дело, что Россия сознательно и намеренно разрывает отношения. Военно-промышленный комплекс – составляющая национальной безопасности, которая не должна зависеть от настроений в НАТО, несмотря на все его сегодняшние призывы к партнерству и уверения в своей лояльности.
Нормально ли, скажем, когда головки самонаведения для российских ракет или газотурбинные установки для кораблей ВМФ производятся в другом, пусть даже «братском» славянском государстве?
Киев традиционно поставлял оборудование и авиационное вооружение для российских истребителей Су-30МКИ и Су-30МКК, идущих на экспорт в Индию и Китай. Но если в производстве истребителя Су-27 для Пекина в начале 90-х годов участвовали 44 украинских предприятия, то в изготовлении Су-30МКК их количество сократилось до 14, а в лицензионной сборке Су-30МКИ в Дели участвуют только 2.
Даже при поверхностном подсчете оказывается, что ущерб Украины от сворачивания оборонной кооперации может составить порядка 200 млн. долл в год. Причем почти все убытки распространятся на сферу совместного украинско-российского экспорта в третьи страны.
В последние годы российские производители все чаще находят возможности изготовления аналогичных украинским комплектующих своими силами. Отказ от украинских поставок происходит даже в тех случаях, когда собственное производство обходится дороже, а качество изготовления иногда вызывает сомнения. В целом же большинство украинских комплектующих российские предприятия смогут самостоятельно производить через два-три года, а самые сложные – через 8-10 лет.
Проблемы могут возникнуть, разве что с двигателями для вертолетов. Но их производство можно наладить в Рыбинске. Более того, планируется создание в России мотостроительного холдинга, одной из задач которого станет разработка вертолетного двигателя пятого поколения, и желание войти в холдинг уже выразил украинский «Мотор Сич». Об этом заявил его президент Вячеслав Богуслаев.
Запчасти для транспортных самолетов украинской фирмы «Антонов» могут производиться в самолетостроительных предприятиях в Воронеже и Омске, а вышки для антенн радиолокаторов зенитного ракетного комплекса С-300 сделает любой российский завод.
Нигде в мире не было такого ракетно-космического центра, как в Днепропетровске, – уникального творения, которое уже вряд ли когда повторится в истории. Там проектировались и изготавливались лучшие в мире баллистические ракеты и созданные на их основе ракеты-носители. В том числе межконтинентальная с 8-тонной головной частью с десятью боевыми блоками индивидуального наведения SS-18 «Сатана», или, как ее именуют в России, «Воевода».
Но она снимается с вооружения, и украинские специалисты осуществляют сегодня только авторский надзор за этим изделием, а также участвуют в пусках созданного на ее основе носителя «Днепр». При этом запуски выполняются или с космодрома Байконур, находящегося в долгосрочной аренде у России, или из местечка Домбровского Оренбургской области – позиционного района дислоцированного там соединения РВСН.
Перестала быть нужной России и межконтинентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования SS-24 Skalpel: последний боевой железнодорожный комплекс был ликвидирован в начале этого года. Вместо «Сатаны» и «Скальпеля» российские ракетостроители производят уникальные ракеты собственной разработки «Тополь-М» – он уже принят на вооружение, и «Булава» – проходит летные испытания на подводной лодке стратегического назначения.
Представляется, что создание сегодня на Украине без участия России полноценной, самодостаточной ракетно-космической отрасли просто нереально, хотя руководством страны и предпринимаются попытки закрепиться хотя бы на рынке пусковых услуг и заложить основы стратегической перспективы с высокой коммерческой отдачей. Правда, выполняются довольно регулярные пуски по программе «Морской старт» украинской ракеты-носителя «Зенит-3SL». В общей сложности выполнено уже 19 их запусков. Однако доля российских комплектующих в ее производстве, включая самую важную и дорогостоящую часть – двигатели, в денежном выражении составляет более 60% от стоимости носителя в целом.
В 2006-2007 гг. предполагается запустить и первую РН «Зенит-М» (двухступенчатый вариант «Зенит-2М» и трехступенчатый – «Зенит-3М») по программе «Наземный старт». Планируется выполнять по три-четыре пуска в год с выходом на окупаемость через 5-6 лет. Но, опять же, из расчета вклада России в изготовление ракеты-носителя и создание стартового комплекса ее доля прибыли от коммерческого использования «Зенита-М» составит 70%, а Украины - только 30%.
Разрушение российско-украинского военно-технического сотрудничества – это и трагедия людей, которые были профессионалами высочайшей квалификации, производили лучшие в мире образцы оружия – по крайней мере стратегические ракеты, авиацию, противовоздушные системы обороны. Как заметил заместитель директора Института стран СНГ в Москве Владимир Жарихин, «комплектующие для многих российских систем вооружения поступают в первую очередь с предприятий Львова и Ивано-Франковска». А ведь это та самая Западная Украина, которая поддержала лидеров «оранжевой революции». Свертывание военно-технического сотрудничества с Россией лишит средств к существованию работников тамошних оборонных предприятий.
Представитель президента Ющенко в Верховной раде Юрий Ключковский заявил, что «не слишком верит» выступлению г-на Иванова относительно возможного прекращения военно-технического сотрудничества в случае вступления Украины в НАТО. По его словам «Россия всегда отличалась прагматизмом, и если бы ей было выгодно прекратить сотрудничество с Украиной в сфере военно-промышленного комплекса, она бы уже это сделала».
Нет, для России – это не выгодно, но она вынуждена так поступить. Г-н Ключковский отметил также, что «когда Украина вступит в НАТО, большинство российских контрактов заменят контракты со странами Альянса».
Как говорится: «Блажен, кто верует». Это уже проходили оборонные предприятия стран Восточной Европы. Многие из них закрылись.
Украине придется полностью перестраиваться под стандарты НАТО. К тому же она будет на подчиненных ролях, и натовские чиновники заставят ее покупать дорогое американское, немецкое и французское оружие и постараются, чтобы украинские мощности военной промышленности не работали слишком активно. Вряд ли натовцы захотят использовать опустевшие цеха украинских заводов и для производства собственной техники. Для этого их нужно будет, по крайней мере, радикально переоснастить.
Несомненно, документ о членстве Киева в НАТО станет некрологом для украинского военно-промышленного комплекса. У Москвы не будет иного выхода, как прекратить сотрудничество с Украиной в этой области. В стратегических направлениях необходимо быть независимым от настроений в украинской политике, как показала практика, весьма непредсказуемой.
Украине придется искать себе партнеров в странах третьего мира либо стать, в лучшем случае, сборочным цехом для вооружений стран НАТО. По мнению экспертов, не исключается и третий сценарий: уцелевшая оборонная промышленность страны будет «автосервисом» для старой советской техники, разбросанной по всему миру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.