Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.
Сегодня руководство Украины стремится упрочить свое место на рынке пусковых услуг и заложить стратегические перспективы с высокой коммерческой отдачей. В 2004 г. было запущено семь украинских ракет-носителей (РН): три "Зенита -3SL" с плавучего комплекса Sea Launch, по одному "Зениту-2", "Циклону-2" и "Днепру" с космодрома Байконур и один "Циклон-3" из российского Плесецка. С учетом того, что во всем мире в 2004 г. выполнено 55 пусков, "доля Украины" оценивается в 12,7%. В 2005 г. было запущено четыре "Зенита-3SL" и один "Днепр", что составляет 5,5% от мирового объема.
Надо, однако, заметить, что и "Циклоны", и "Днепры" - конверсионный вариант баллистической ракеты "Сатана" - можно называть украинскими лишь с большой натяжкой, поскольку они были разработаны и изготовлены еще в советские времена и для запуска взяты из арсеналов Министерства обороны России. Что же касается "Зенита", то доля российских комплектующих в его изготовлении оценивается в 65% от общей стоимости носителя в целом.
Особое место в планах украинских ракетчиков занимает РН "Циклон". До последнего времени ракеты этого семейства использовались: "Циклон-2" для запуска космических аппаратов в интересах Министерства обороны РФ, а "Циклон-3", помимо военных спутников, выводил на орбиты аппараты научного и социально-экономического назначения. Оба носителя имеют рекордные показатели надежности, которые в последние годы, к сожалению, снизились.
Впервые в истории ракетной техники для "Циклонов" была разработана оригинальная технология подготовки к пуску с полной автоматизацией предстартового цикла работ, так называемый "безлюдный старт", что значительно повышает безопасность эксплуатации ракеты. Перспективная ракета "Циклон-4" будет представлять собой наиболее мощный вариант семейства ракет-носителей "Циклон". Она сможет выводить на орбиту полезную нагрузку максимальной массой до 5350 кг. Новыми элементами носителя станут третья ступень, система управления и головной обтекатель, позволяющий размещать на ракете крупногабаритные полезные нагрузки.
Реальная ниша, которую может занять "Циклон-4", составляет четыре - шесть пусков в год, что на пределе рентабельности, позволяющем окупить затраты в течение 10-12 лет и начать приносить прибыль. В целом проект важен и привлекателен для ракетно-космической отрасли и промышленности Украины, так как планируется широкая кооперация с Бразилией.
Ракета-носитель будет полностью собираться на "Южмашзаводе" (г. Днепропетровск), с полным циклом ее подготовки, и далее транспортироваться в Латинскую Америку на космодром Алькантара. Доставка в Бразилию возможна двумя путями: либо на судне Sea Launch Commander, которое используется для транспортировки "Зенита" по программе Sea Launch, либо на самолете Ан-124 "Руслан".
В работах по инфраструктуре космодрома для «Циклона-4» большая доля участия принадлежит России, которая выступает как подрядчик украинской стороны. В первую очередь - это Конструкторское бюро транспортного машиностроения , которое создавало наземные технические и стартовые комплексы для РН "Циклон-2" на Байконуре и "Циклон-3" в Плесецке. Доля Украины в финансировании проекта составляет порядка 50% от общей его стоимости. Под гарантии правительства взят кредит в 150 млн долл. Эти средства пошли на разработку самой ракеты-носителя и специального оборудования для наземного комплекса. Бразилия до последнего времени ограничивалась лишь заверениями о полном согласии с планом-графиком работ, внесла в проект приблизительно в три раза меньше денег, чем Украина, и практически заморозила выполнение своей части проекта, мотивируя это задержками строительства стартового комплекса.
Тем не менее, по словам Генерального директора Национального космического агентства Украины Юрия Алексеева, первый запуск "Циклона-4" из Алькантары состоится в конце следующего 2007г. Складывается впечатление, что в Агентстве сознательно закрывают глаза на проблемы в реализации проекта, которых становится все больше и больше. Как заметил источник в украинском агентстве: "Лучше протянуть время, чем "протянуть ноги".
Причины проблем, стоящих сегодня перед украинской ракетно-космической отраслью, - не только в нехватке финансирования и низком ее приоритете. Нынешний стратегический выбор украинского руководства в космической деятельности, ориентированный на Запад, не находит там поддержки. И основной вопрос здесь не в том, что хочет получить Украина от сотрудничества с США и Западной Европой, а что она может им дать. Дать же, по большому счету, нечего: США самодостаточны, а непреложный принцип работы Европейского космического агентства - свое участие в совместных программах финансирует сам участник.
В этих условиях Россия оказывается к Украине гораздо ближе, чем и Европа, и Америка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.