Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.
Иностранные инвестиции в России.
Ситуация с притоком иностранных инвестиций в Россию из года в год улучшается. А результаты последних месяцев даже дали возможность экспертам заговорить о том, что в стране начался инвестиционный бум. Действительно, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в I квартале 2006 года, составил $8,8 млрд. и увеличился на 46% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. При этом прямые иностранные инвестиции в Россию за тот же период составили $3,8 млрд. и выросли в 2 раза по сравнению с I кварталом 2005 года. По прогнозам министра финансов РФ Алексея Кудрина, приток прямых иностранных инвестиций продолжится, и в 2008 г. он может составить 25 млрд. долл.
Основной объем прямых инвестиций по-прежнему достается сектору нефти и газа. В прошлом году, в частности, началась добыча нефти на российских месторождениях проекта «Сахалин-1» - одном из крупнейших российских проектов, осуществляемых с участием иностранных инвестиций. Капитальные вложения в разработку всех месторождений проекта оцениваются свыше 12 млрд. долл. Крупные зарубежные вложения работают и в проекте «Сахалин-2». Штокмановское газоконденсатное месторождение в Баренцевом море также готовится к освоению на принципах соглашения о разделе продукции с иностранными инвесторами. Все это не удивительно, поскольку российский нефтегазовый сектор требует совершенствования методов добычи и освоения новых месторождений, что не может не привлекать иностранных инвесторов.
В то же время, в последние годы идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков заявил, что приходящие в страну деньги - это не отдельные точечные вложения в нефтяную и газовую отрасли, а диверсифицированные инвестиции в различные сферы промышленности и торговли. Больше всего иностранных средств в I квартале 2006 года было направлено в сферу добычи полезных ископаемых ($2 млрд. 935 млн.) и обрабатывающие производства ($2 млрд. 216 млн.). Также зарубежные вложения направлялись в сферу оптовой и розничной торговли, в транспорт и связь, в сектор финансовой деятельности и в сферу операций с недвижимым имуществом.
По данным исследования A.T. Kearney «Индекс развития мировой розничной торговли 2005», Россия занимала в этом списке в прошлом году второе место после Индии. За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей (METRO, Aushan и др.), и, видимо, эта тенденция продолжится. Аналитики консалтинговой компании считают, что Россия все еще сохраняет свою привлекательность и рыночная экономика продолжает испытывать рост, поэтому те розничные сети, которые еще задумываются о том, чтобы использовать Россию в качестве своей стратегической цели - должны действовать немедленно.
В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу марта 2006 года составил $113,8 млрд. По сравнению с концом марта 2005 года он увеличился на 33,7%. Основные страны-инвесторы российской экономики - это Нидерланды, Великобритания, Германия, США и Франция. По-прежнему довольно высокой остается доля иностранных инвестиций, поступающих из офшорных зон. Недавно возникла новая тенденция – по итогам последних месяцев в список ключевых российских инвесторов вошла Индия. В I квартале 2006 года эта страна стала лидером по инвестициям в Россию ($1 млрд. 507 млн.). В первую очередь, за счет вложений в сферу добычи топливно-энергетических полезных ископаемых ($1 млрд. 472 млн.). По мнению экспертов, началось активное финансирование индийской стороной проекта «Сахалин-1», в котором индийская компания ONGC имеет долю в 20%.
Особенности инвестиционного климата в России.
Приток иностранных денег в российскую экономику демонстрирует улучшающийся инвестиционный климат в стране. В первую очередь, Россия выглядит привлекательнее многих стран с точки зрения макроэкономической стабильности. Уже несколько лет подряд темпы роста ВВП страны держатся в среднем на уровне 6%. В 2005 г. они достигли 6,4%. Это меньше, чем в Китае, но больше, чем в ЕС и США.
Финансовое положение страны продолжает укрепляться. Объем стабилизационного фонда РФ, формирующегося в основном за счет «излишков» доходов от экспорта российских топливно-энергетических ресурсов постоянно возрастает на фоне рекордных мировых цен на сырье. На 1 апреля 2006 г. он составлял около 60 млрд. долларов. Средства эти призваны защитить страну от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. Размер золотовалютных запасов России также постоянно увеличивается и превышает 200 млрд. долларов. По этому показателю Россия вышла на четвертое место в мире после Китая, Японии и Тайваня, что служит дополнительной защитой экономики от внешних шоков. Наличие у страны инвестиционного уровня кредитного рейтинга по версии крупнейших мировых рейтинговых агентств и сокращение внешнего долга также должны способствовать росту доверия инвесторов. Все это говорит о том, что Россия как государство платежеспособна и может гарантировать устойчивость национальной валюты.
Серьезный рост демонстрирует и российский фондовый рынок: в 2005 году индекс РТС вырос почти в 2 раза. Усиливаются позиции России на глобальном рынке IPO (первичное публичное размещение акций). По данным исследования компании Ernst & Young, IPO российских компаний являются одними из самых привлекательных для зарубежных инвесторов. Министр финансов РФ Алексей Кудрин недавно отметил, что в России в ближайшие три года планируется ежегодный 6-процентный экономический рост. Это означает, что будет расти и рынок российских ценных бумаг. Поэтому на зарубежных фондовых биржах наверняка будут размещаться акции все новых российских компаний. В текущем году, например, ожидается IPO некоторых государственных компаний, в частности «Роснефти» и «Внешторгбанка». Интерес инвесторов к России очевиден: в стране стабилизировалась макроэкономическая ситуация, и стоимость российских активов постоянно растет. А потребительский бум и немалый потенциал внутреннего рынка делает Россию одним из наиболее привлекательных площадок для инвестирования в мире.
В результате, по данным компании A.T. Kearney, Россия поднялась на шестое место в рейтинге инвестиционной привлекательности FDI Confidence Index 2005, уступив только Китаю, США, Великобритании, Индии и Польше (против 11-го в Индексе FDI, выпущенном в марте 2005 года). По словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, инвестиционный климат в стране однозначно улучшается. Причем зарубежные компании, не работающие в России, оценивают наш инвестиционный климат намного хуже, чем он есть на самом деле, - считает он.
В то же время, в этой сфере решены далеко не все проблемы. Ситуация с инфляцией в России все еще остается достаточно сложной, хотя борьба с ней заявлена одним из приоритетов монетарных властей. Качество корпоративного управления, хотя и повышается с каждым годом, все же далеко от идеального. Также согласно ежегодно рассчитываемому индексу коррупции Transparency International, в 2005 г. коррумпированность в России возросла. В 2004 году страна занимала в этом рейтинге 90 место, в 2005 г. она опустилась на 126-е, оказавшись, таким образом, на последнем месте среди стран с инвестиционным рейтингом.
Не секрет и то, что зарубежные инвесторы сталкиваются в РФ с множеством препятствий, которые связаны, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной практике. Главным препятствием, по их мнению, являются бюрократические барьеры. Пустяковые вопросы решаются месяцами. Отсутствие сильного независимого суда и правоохранительной системы, к которым можно было бы апеллировать в случае нарушений, также не добавляет очков российскому инвестиционному климату.
Правовое регулирование в области иностранных инвестиций.
По словам Германа Грефа, министра экономического развития и торговли РФ, российский подход к привлечению иностранных инвестиций не отличается существенно от подхода всех развитых стран. «Мы приветствуем инвестиции независимо от страны их происхождения. Российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим инвестирования, но с некоторыми исключениями, которые обусловлены соображениями национальной безопасности. В целом же, мы стремимся создать для них наиболее благоприятные условия», - говорит он.
Для улучшения инвестиционного климата российские власти реализуют несколько направлений структурных реформ. Проводится административная реформа, цель которой - убрать основное препятствие на пути ведения предпринимательской деятельности - административные барьеры. Также идет реформа системы государственного управления, направленная на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Разрабатываются механизмы защиты прав собственности, в том числе инвесторов и акционеров, механизмы разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Пока, однако, специалисты оценивают эти меры как не слишком эффективные.
Вводятся новые инвестиционные механизмы – особые экономические зоны (ОЭЗ), частно-государственное партнерство и Инвестиционный фонд. По данным российских властей, иностранные инвесторы проявляют большой интерес к возможностям особых экономических зон. До сих пор российским законодательством было предусмотрено два вида таких зон – промышленно-производственные и технико-внедренческие.
Однако на днях президент России Владимир Путин утвердил изменения в российское законодательство, в соответствии с которыми предлагается ввести новый вид особых экономических зон - туристско-рекреационные. Они должны способствовать развитию и эффективному использованию туристских ресурсов в России. В первую очередь, их резидентам предлагаются льготы по уплате налогов. Кроме того, на эти ОЭЗ распространяется порядок применения законодательства об иностранных инвестициях, предусмотренный для других видов особых экономических зон. В перспективе в России должны появиться еще и портовые зоны. Эти изменения, по всеобщему мнению, должны способствовать дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и притоку инвестиций в Россию, поскольку предоставляют иностранным предприятиям новые возможности для инвестирования.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.