158 лет назад (1848) родился Поль Гоген, французский живописец
Поль Гоген - одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица. Творчество Гогена обычно рассматривается в русле так называемого постимпрессионизма. Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не смогли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков. Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» - газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком. Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте. Вернувшись в Париж, Гоген , по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси. Первые работы Гогена, появившиеся на выставках - «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) - были близки к импрессионизму по манере письма. Но прошло немного времени, и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов. Это и определяет в сущности стиль Гогена. В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств. Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889-1890 годов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных состоянием тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды. В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена : «Беседа», «А ты ревнуешь?», «Дух мертвых бодрствует», «Женщина, державшая плод» и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе. В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как «Жена короля», «Семья таитян», он создает ряд картин религиозно-мистического содержания. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей. Умер Гоген 8 мая 1903 года в нужде, больной, почти ослепший.
138 лет назад (1868) родился Чарлз Ренни Макинтош (1868-1928), шотландский архитектор и дизайнер
Чарлз Макинтош родился в Глазго в семье суперинтенданта полиции. В 16 лет поступил в местную школу живописи. После первого большого успеха с оформлением кафе-кондитерской «Уиллоу» стал ведущей фигурой в движении арт нуво, развив уникальный стиль, заимствовавший элементы готики и шотландской средневековой архитектуры. Макинтош считал, что здание должно быть гармоничным произведением искусства. В 1897 году Макинтош выиграл конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго, ставшего его величайшим архитектурным достижением. В самом конце XIX - начале ХХ века архитектор отходит от академической традиции. В его работах появляются чистота линий и символическая насыщенность, характерные для художественной школы Глазго. Наиболее известная работа, выполненная Макинтошем в 1901 году - проект Дома любителей искусств, принесший ему славу одного из ведущих архитекторов того времени. Участвуя в объединении художников-конструкторов «Четверо», занимался также оформлением интерьера и конструированием мебели. Постройки Макинтоша, среди которых - «Церковь Королевы» (Глазго), два загородных дома «Виндихилл» и «Дом Холма» отмечены гибкостью и изяществом планировки. В них выявлены эстетически выразительные возможности конструкции и строительных материалов. Макинтош - один из родоначальников стиля модерн, оказавших значительное влияние на развитие рационализма в Великобритании, Германии и Австрии. Ему воздали должное в полной мере хотя бы тем, что не просто включили в число великих мастеров стиля модерн, но и настаивали на его неповторимом, не укладывающемся ни в какие формальные рамки гениальном «шотландском почерке».
77 лет назад (1929) в соответствии с Латеранскими соглашениями образовано государство Ватикан
Ватикан - государство-город, раскинувшееся на холме Монте-Ватикано в западной части Рима, резиденция главы католической церкви Папы Римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями между итальянским правительством и папским престолом. Ватикан - абсолютная теократическая монархия, глава которой Папа Римский избирается тайным голосованием пожизненно коллегией кардиналов, назначаемых, в свою очередь пожизненно, Папой. Избрание Папы проводится собранием коллегии кардиналов моложе 80 лет - конклавом из числа кардиналов - тайным голосованием. Для избрания необходимо получить не менее двух третей голосов. Конституцию заменяют Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года и «Апостольская конституция» от 15 августа 1967 года, содержащая реформу папской курии, которая вступила в силу 1 марта 1968 года. Высшими консультативными органами являются Вселенский собор римско-католической церкви, Коллегия кардиналов и Епископский синод. Административное управление осуществляет Римская курия, состоящая из девяти конгрегаций (духовных ведомств), трех трибуналов, папских комиссий и иных ведомств. Армия Ватикана - корпус швейцарских гвардейцев. После военной реформы папы Павла VI в 1970 году гвардия осталась единственным в Ватикане вооруженным подразделением, которое сохранило военные функции. Сегодня гвардия Ватикана - самая маленькая армия в мире (117 гвардейцев). Все они являются действующими офицерами швейцарской армии. Гвардейцы стоят на посту у ворот Ватикана в старинных костюмах, созданных по эскизам Микеланджело в XVI веке. Вооружены средневековыми алебардами и шпагами, а также пистолетами. Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, средоточие храмов, дворцов и крепостных сооружений, окруженных садами. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами площадь Святого Петра. Колоннады ведут к собору Святого Петра - крупнейшему католическому храму мира. За собором располагается обширный дворцовый ансамбль XV-XVI веков: капелла Николая V, вилла Борджиа, Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело и Боттичелли), Лоджии и Станцы, расписанные Рафаэлем и его учениками, величественные дворы Бельведера и Сан-Дамаццо. Во дворцах Ватикана находятся всемирно известные музеи античной скульптуры, а в садах - казино Пия V и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV-XVII веков.
123 года назад (1883) освящен храм Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя, идея строительство которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. Первые проекты храма появились в 1816 году. В объявленном императором Александром I конкурсе приняли участие лучшие зодчие, победителем был признан Александр Витберг. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах. Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года. Окончательный же проект сооружения был утвержден в 1825 году. В это время началось новое царствование, строительство храма было приостановлено, а сам Витберг отправлен в ссылку на 15 лет.
В 1832 году император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма выбрал сам император. Он повелел снести постройки Свято-Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых. Старица обители прокляла разоренное место и все то, что на «нем выстроено впредь будет». Закладка сооружения состоялась в 1839 году. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет. 7 июня 1883 года с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее Око с надписью «Не нам, не нам, а имени Твоему», с другой стороны можно было прочесть всю историю храма: «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III». Специально к дню освящения Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Семирадским, Верещагиным, Маковским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский.
Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг. На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом Святого Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество.
212 лет назад (1794) родился Петр Яковлевич Чаадаев, мыслитель, философ, публицист
Петр Чаадаев родился в Москве. В 1808-1811 годах учился в Московском университете, где сблизился с А.С.Грибоедовым, Н.И.Тургеневым. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. В 1816 году Чаадаев, в тот период корнет лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе, на обеде у Карамзиных познакомился с А.С.Пушкиным; их тесная дружба продолжалась до гибели поэта (Пушкин посвятил Чаадаеву четыре стихотворения, в том числе послание «Товарищ, верь: взойдет она...»). В 1821 году вышел в отставку в чине ротмистра, в 1823-1826 годах путешествовал по Европе, познакомился с Ф.Шеллингом, философско-религиозные идеи которого оказали на Чаадаева глубокое воздействие. Вернувшись в Россию, жил в Москве на Петровке, затем во флигеле дома Левашевых на Новой Басманной улице. Углубленные занятия Чаадаева философией и историей, глубокая оригинальность его суждений снискали ему уважение современников: во флигеле «басманного философа» постоянно бывали деятели науки (в том числе медики М.Я.Мудров и И.Е. Дядьковский), писатели, поэты, историки, публицисты (Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, М.П.Погодин, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен ). Чаадаев посещал салоны З.А.Волконской и А.П.Елагиной. В 1829-1831 годах создал свой главный труд - трактат «Философические письма», в котором России с ее «византинизмом», подчинением церкви государству, крепостничеством, духовной несвободой противопоставлялся католический Запад. Публикация в 1836 году первого из восьми писем в журнале «Телескоп» Н.И.Надеждина вызвала репрессии со стороны властей: «высочайшим повелением» Чаадаев был объявлен сумасшедшим, на год за ним был учрежден медицинский и полицейский надзор. «Телескоп» был закрыт, Надеждин сослан в Усть-Сысольск. Преследования не сказались на популярности и авторитете Чаадаева в кругах московской интеллигенции. В 1840-х годах вместе с Герценом и Грановским он принимал участие в полемике западников и славянофилов, занимая взвешенную позицию и равно влияя на оба направления. Умер 26 апреля 1856 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
16 лет назад (1990) патриархом Московским и всея Руси после избран Алексий II
Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). В марте 1961 года принял монашеский постриг. С конца того же года носит сан епископа Таллиннского и Эстонского, с 1964 года - сан архиепископа. В 1968 году возведен в сан митрополита Таллиннского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии, вошел в состав постоянных членов Священного Синода. В 1986 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским. Ему также было поручено управление Таллиннской и Эстонской епархией. 7 июня 1990 года на Поместном соборе при тайном голосовании получил 166 голосов из 317 и был избран Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси). 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха. Патриарх - доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Действительный член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию» за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии «Голубь мира» за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами. 9 июня 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести - в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «на благо Церкви и Отечества». 6 декабря 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя вручена премия «Человек года-2005», учрежденная Русским биографическим институтом.