Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Российский Генеральный прокурор Владимир Устинов успел подать в отставку вовремя. Только ее приняли, как его бывшее ведомство постигла крупная неудача. На этой неделе британский суд во второй раз отказал в запросе Генеральной прокуратуры выдать Бориса Березовского, российского олигарха, получившего на Британских островах политическое убежище и документы на выдуманное имя Платона Еленина.
С еще большим основанием англичане могли бы сразу снабдить его паспортом на созвучную фамилию Ленин. Беглый олигарх живет в нервозном ожидании очередного выстрела крейсера «Аврора», который возвестит о революционном перевороте в России и низвержении ненавистного ему президента Путина. Этой миссии Березовский посвящает все свои усилия и капиталы, чье происхождение, кстати говоря, тоже кажется российским прокурорам совсем не безупречным.
Березовский – революционер с изюминкой. Если Ленин готовил вооруженный переворот тайно, порой затаившись в лесном шалаше, то Еленин кричит о своих зловещих планах на всю Ивановскую. «Сегодня любые насильственные действия со стороны оппозиции будут оправданы, - заявил он в январе в микрофон радиостанции «Эхо Москвы». – Это относится и к силовому захвату власти. Именно над этим я сейчас работаю».
В США в следующие пять минут Березовскому уже заламывали бы белы рученьки агенты ФБР, а у какой-нибудь шалой радиостанции «Эхо Вашингтона» быстренько отняли бы лицензию за содействие подстрекательству к вооруженному заговору. Но в России, как мы знаем, демократия еще ущербная, эмбриональная, и наше «Эхо» продолжает здравствовать и брыкаться.
В Британии, напротив, демократия неизмеримо более многолетней выдержки, поэтому Джек Стро погрозил тогда слишком болтливому революционеру пальцем. Моя страна, заявил британский министр иностранных дел, «не будет терпеть у себя тех, кто использует Соединенное Королевство в качестве базы для разжигания сопровождающихся насилием беспорядков и терроризма в других странах».
Кажется, именно это высказывание и было с энтузиазмом истолковано Госдумой, а затем и Генеральной прокуратурой как приглашение попытаться вновь выдернуть отечественный сорняк из английской землицы. К прежним обвинениям Березовского в «незаконном предпринимательстве» и «легализации денежных средств, полученных преступным путем» добавилось новое, куда более весомое – статья 278 Уголовного кодекса про «насильственный захват власти». В Лондон помчались дипломатические курьеры с новым запросом об экстрадиции.
С тем же успехом они могли бы не тратиться на проездные. Результат был предсказуем. Тимоти Уоркман, судья лондонского магистратского суда, с английской предупредительностью вновь раскрыл над Елениным спасительный зонтик. Олигарх не может быть выдан, постановил он, поскольку ему уже предоставлен статус политического беженца.
Логика немножко странная. Ясное дело - предоставлен, но разве не открылись новые обстоятельства? Разве, когда Форин офис крестил Березовского в Еленина, кто-нибудь там знал, что крестник, говоря его словами, «работает над силовым захватом власти» в Кремле?
Другой тезис Уоркмана не менее удивителен. Оказывается, слушания по делу о выдаче грозили бы превратиться в длительный процесс, «который потребует грандиозных расходов со стороны британских налогоплательщиков». То есть в свершении правосудия отказано, в том числе и по причине его непосильной дороговизны для Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Королевство может обидеться. Судья, видимо, слишком буквально понял недавнюю карикатуру в британской «Индепендент»: на скамейке сидит поникший Тони Блэр с коробкой для подаяния. Надпись: «Скоро безработный. Принимаю любые пожертвования».
Вряд ли стоит сомневаться, что, заняв в очередной раз сторону Березовского, а не российской Генеральной прокуратуры, в Британии меньше всего руководствуются соображениями юриспруденции. Мятущийся, одержимый бесконечными заговорами, грозящий кулачком Кремлю олигарх удобен как маленький, но все-таки заметный фактор ненавязчивого, как бы отстраненного давления на Россию, отношения с которой складываются у Лондона в целом позитивно, но не сказать, чтобы просто. Лишний рычажок никогда не помешает. По той же, похоже, причине на Британских островах обустроили себе уютные сухие норы по меньшей мере еще полтора десятка беглецов от российского закона, многих из которых разыскивает Интерпол.
Все это чем-то напоминает лондонские игры в терпимость с исламистскими радикалами. Британские власти годами предпочитали не замечать, как в лондонских мечетях собирают взносы и готовят волонтеров на чеченскую войну. Пока 7 июля 2005-го не грохнуло на станциях столичной подземки, не разнесло вдрызг красный двухэтажный автобус, этот символ размеренного британского бытия.
Эту параллель, конечно, не стоит понимать буквально. Еленин не станет готовить силовой захват Даунинг-стрит, 10. Другое дело, что неискренняя игра в терпимость по отношению к беглым российским махинаторам и опереточным заговорщикам может набрать некую критическую массу, которая ударит по интересам самого игрока.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.