Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына.
Двадцать лет назад молодого ученого Сергея Зимова считали научным авантюристом, в лучшем случае называли «мечтателем», а в худшем - просто «сумасшедшим». Его дерзкая идея воспринималась как прожектерская, в нее мало кто верил. Но судьба, как известно, раздает то хулу, то хвалу. Сегодня российский ученый Сергей Зимов – популярная фигура в среде экологов, биологов, климатологов. «Самым трудным в моем деле было создать информационное поле. Я написал много научных статей, пропагандируя свои идеи, мой проект вызвал бурный интерес, однако к нему относились как к чему-то ирреальному, - рассказал Сергей Зимов. – Но в последние годы я уже не встречаю серьезного оппонирования со стороны научного сообщества нигде в мире».
За грандиозным экологическим экспериментом, затеянным Сергеем Зимовым в зоне Вечной Мерзлоты, на территории Республики Саха-Якутия, с большим вниманием следят его коллеги во всем мире. Проект «Парк плейстоцена» уникален: на участке суровой тундры Зимов создает некую живую модель далекого прошлого Земли - четвертичного периода ее истории. Речь идет об эпохе 10-тысячелетней давности, когда климат, растительность и животный мир уже приняли знакомый нам облик и началось становление человека.
В далеком прошлом в местах, где ныне разбит «Парк плейстоцена», в каждый короткий теплый сезон поднимались густые травы. Сегодня это – владение полупустынной тундры, и почвы здесь столь бедны, что способен расти только мох да слабый кустарник. «Мы поставили задачу возродить экологическую ситуацию, господствовавшую в этих местах сотни тысяч лет назад и исчезнувшую 10 тысяч лет назад, - объяснил Сергей Зимов. – Хотелось бы воссоздать прежнюю экосистему, которая была наполнена активной жизнью природы, густо заселена разными древними животными, хищниками, травоядными». В следующем историческом периоде произошло нечто, что кардинально изменило эту жизнетворную картину. Ученым предстоит провести ряд научных экспериментов, которые помогли бы объяснить эти драматические перемены в экосистеме.
Сегодня наука утвердилась во мнении, что во всем повинен изменившийся климат. Однако Сергей Зимов считает иначе: «Не в климате дело. От него мало что зависело – экосистема поддерживала сама себя». Ученый считает, что в деградации исконной природы, скорее всего, повинен человек, истребивший многие виды животных. И тут он снова покушается на сложившийся стереотип, утверждая, что «флора региона определяется его фауной, а не наоборот». Исходя из своего воззрения, Сергей Зимов надеется, что животные, которыми он постепенно заселяет «Парк плейстоцена», смогут объесть, «притоптать» копытами тундровые мхи, способствуя тем самым осушению почвы, а также обогатить ее азотом. «Все это вернет земле биологическую память о былом, станет стимулом для роста трав», - убежден ученый.
Места, где развернулся зимовский эксперимент, в период плейстоцена покрывали роскошные луга. На них паслись многочисленные животные – бизоны, лошади, северные олени, овцебыки, шерстистые носороги и мамонты, а также хищные пещерные львы и волки. Некоторые из них исчезли навсегда, но многие виды успешно прошли испытания естественного отбора, агрессивного давления цивилизации и ныне здравствуют в разных местах земли. Сергей Зимов задумал собрать в своем парке по нескольку пар живых раритетов. Он также намерен акклиматизировать в условиях Вечной Мерзлоты дальневосточных тигров, все больше вытесняемых из тайги и приближающихся к грани вымирания.
Одной из важнейших оперативных задач эксперимента является сегодня увеличение количества природных кормов для животных. Для этого необходимо обогатить пастбище, на что, по расчетам Зимова, понадобится не менее 3-4-х лет. Лето в тундре короткое, и травы смогут уходить под снег не жухлыми, а зелеными, оставляя хороший корм, богатый протеином, сахаром. «В генофонде всех наших местных трав, так же, как и в генофонде животных, сидит память о том, как жить на обширных пространствах, ходить тысячными табунами, мигрировать, воевать с хищниками. Т.е. – жить той жизнью, которая предназначена природой», - полагает Сергей Зимов.
Этот уникальный эксперимент начался 18 лет назад, еще в советские времена, при поддержке Тихоокеанского института географии, сотрудником которого является Сергей Зимов. Необычный, престижный для республики проект поддержали и якутские власти. Для него была выделена территория 16 600 га в полутора тысячах километров к северо-востоку от столицы Якутска, близ поселка Черского, у берегов Колымы. Здесь, в голой тундре была построена Северо-Восточная исследовательская станция, руководителем которой и был назначен Сергей Зимов.
Сегодня он еще и директор «Парка плейстоцена». Корневой научный коллектив небольшой – всего три семьи (биологи, химики, математики, физики). Научный городок построен из дерева, его украшением служит красота ландшафта и оригинальные композиции из бивней и костей мамонтов, которые в этих местах находят постоянно. В технопарке – вездеходы, гидросамолет, катер. Научная база оборудована на современном уровне, имеет все необходимое для исследовательской работы. Сюда со своими программами приезжают российские и зарубежные ученые.
Огромная территория парка последовательно, уже не первый год, обносится вольерной сеткой трехметровой высоты, которая крепится на мощных столбах. Они углубляются в Вечную Мерзлоту на 2 метра с помощью специальной установки, бурящей с помощью струи горячего пара. В парке благополучно осваиваются первые поселенцы - лошади, овцебыки, лоси, маралы, олени, разные мелкие животные. Ожидается также прибытие «иностранцев» - бизонов, закупленных в Канаде. Скоро к травоядным прибавятся и хищники - росомахи, волки, рыси – без естественного отбора не обеспечить генетически здоровую популяцию. Обитатели «Парка плейстоцена» ведут себя уверенно, во всяком случае, здесь они защищены от голода и человеческой агрессии. Первое время, для адаптации, животных приходится содержать в загоне и подкармливать комбикормами, пока не поднялись естественные травы тундры.
«Человек опомнился, понял, что сегодня его окружает не природа, а чахлые остатки ее былой роскоши, и готов охранять, поддерживать то, что пока еще есть», - говорит Сергей Зимов. Ученый считает, что в парках, подобных тому, какой создает он, можно поселить разных животных, вместо того, чтобы неволить их в зоопарках. «По мере развития цивилизации все плодородные территории, конечно, распаханы. Однако на Земле все же остаются большие неосвоенные пространства, которые никогда не станут пашней, и вот тут-то сам Бог велел возродить то, что существовало в этих местах долгие тысячелетия», - считает Сергей Зимов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции