19 мая отмечается годовщина специального приказа, которым Петр I перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Перемещая в 1712 году столицу, император преследовал в первую очередь экономические интересы. Санкт-Петербург в приказном порядке населялся не только рядовыми исполнителями, но и более высокооплачиваемыми участниками рынка рабочей силы. В результате 1714 год "подарил" новой столице 300 торговых людей из московских гостиных сотен и 300 мастеровых "всех художеств" из черных слобод.
Что касается чиновников, то находиться в Москве по распоряжению Петра имели право лишь связанные службой в учреждениях или болеющие чиновники и дворяне. Для установления болезни проводились специальные освидетельствования. Например, в 1724 году, когда из Петербурга пришел запрос о причинах неявки в новую столицу Голицына, московский обер-полицмейстер Греков приказал осмотреть князя в собственном присутствии. Оказалось, Голицын действительно был болен. Решение врача звучало безапелляционно: "Болезнь называется меланхолиум-ипохондрикум. За оными болезнями надлежит быть до совершения исцеления, а ныне ему ехать в Санкт-Петербург невозможно".
"Великое переселение" обернулось массовой застройкой: "новые петербуржцы" в обязательном порядке должны были обзавестись в городе какой-либо недвижимостью. В результате к 1714 году в Петербурге "было построено 34550 больших и маленьких домов, а население достигало 25 тысяч человек". Москва перенимала столичные функции лишь на время коронаций.
В 1727 году на престол взошел внук Петра I, вернувший столицу в Москву. Пять лет спустя двор решением императрицы Анны Ионовны вновь переезжает в Петербург, который оставался центром страны вплоть до 1918 года, когда Ульянов-Ленин собственным решением переносит столицу подальше от границ воюющей страны.
Сегодня перспектива "путешествия" из Москвы в Петербург вновь становится реальной. Все чаще поднимается вопрос о передаче части столичных функций Петербургу, а в качестве первого шага на этом пути можно считать одобрение Госдумой перевода в Северную столицу Конституционного суда (КС). По мнению ряда депутатов, расположение органов власти в разных городах – нормальная мировая практика, кроме того, перенос КС на новое место жительства усилит независимость судей.
Выступая в марте перед депутатами Государственной думы, председатель петербургского Законодательного собрания Вадим Тюльпанов предположил, что перевод КС – только начало "великого переселения" федеральных органов власти. В КС судей меньше, чем в арбитражном или Верховном, поэтому с его переезда (как наименее затратной процедуры) и надо начинать, считает господин Тюльпанов.
Напомним, еще пару лет назад один из депутатов-единороссов выступил с похожей инициативой. Предлагалось "разгрузить Москву" при помощи перевода правительства в Екатеринбург, Государственной Думы — в Нижний Новгород, Совета Федерации — в Новосибирск, Конституционного суда — во Владивосток, а Центрального банка — в Красноярск. Ни одна из думских фракций тогда не поддержала эту законодательную инициативу, а управделами президента Владимир Кожин даже выступил со специальным разъяснением. Планов перевода в Петербург вслед за Конституционным судом других органов власти, в частности Верховного и Высшего арбитражного судов, а также Счетной палаты и Центрального банка, не существует, заверил управделами президента.
Согласно исследованию Фонда "Общественное мнение", большинство россиян возражают против переноса столицы из Москвы в Петербург. Эта идея вызывает одобрение только у четверти россиян (24%), в то время как 48% респондентов считают ее неудачной (затрудняются ответить 28%). Среди жителей Северо-Западного округа примерно равное количество поддерживающих и неподдерживающих такую перспективу.
Отвечая на вопрос о том, какие российские города подходят для выполнения столичных функций, 61% опрошенных называют Москву. Среди других городов, способных полностью или частично взять на себя эти функции, респонденты чаще всего называют Санкт-Петербург (39%), Екатеринбург (10%), Новосибирск (9%) и Нижний Новгород (8%).
По мнению 45% участников опроса, передача столичных функций другим городам принесет России больше вреда, чем пользы. Противоположной точки зрения придерживаются 23% респондентов, затрудняются ответить - 32%.
Децентрализация власти — дорогое удовольствие даже для богатой Европы. Перевод столицы ФРГ из Бонна в Берлин, по некоторым сведениям, обошелся бережливым немцам более чем в 10 млрд долларов.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников