82 года назад (1924) вышел первый номер журнала "Мурзилка" для детей от 6 до 9 лет
Название журнала для детей и образ героя появились из популярных дореволюционных книжек о веселых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди них был человечек по имени Мурзилка, который появился в журнале в образе маленькой собачки. Более известный многим поколениям образ Мурзилки - пушистого волшебного героя журнала, желтого, как одуванчик, в красном берете и шарфе, с фотоаппаратом через плечо - был создан в 1937 году знаменитым художником Аминадавом Каневским. Когда-то в «Мурзилке» печатались Корней Чуковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко, Даниил Хармс и Агния Барто, авторами «Мурзилки» были Виктор Астафьев и Борис Заходер. По обложкам этого литературно- художественного издания и по рисункам можно проследить, как менялось не только время, но и отношение к детской иллюстрации. Уже в первые десятилетия существования журнала на его страницах появились рисунки художников, которые впоследствии стали ведущими книжными графиками - Ротова, Каневского, Брея, Бруни. В 1940-е и 1950-е годы в журнале стали работать Васнецов, Кокорин, Коровин. В «Мурзилке» рисовал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики. Современный «Мурзилка», адресованный детям от 6 до 12 лет, наполнен познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Галерея искусств «Мурзилки» знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Из номера в номер журнал печатает материалы, дополняющие школьную программу. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка. Но самым главным для журнала была и остается литература.
125 лет назад (1881) было открыто пассажирское движение на первой в мире городской электрической железной дороге (трамвае) в пригороде Берлина – Лихтерфельде
К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство сразу двух пассажирских электрических линий - наземной и подземной. Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу - «электролокомотив» с вагонами, задуманный как подземный поезд. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью семь километров в час. Не менее 10000 посетителей выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей». К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза - это было поразительно! Но отношение к электрификации транспорта у населения все же оставалось настороженным. Чтобы доказать жизнеспособность такого вида транспорта, Сименсу пришлось на собственные деньги строить демонстрационную модель трамвая на электрической тяге. В мае 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Это позволило заменить конную тягу на электрическую. Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 километров в час, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай очень быстро распространился по миру.
110 лет назад (1896) в Петербурге в саду «Аквариум» состоялся первый кинопросмотр в России
Этот сеанс длился около десяти минут и состоял из коротких сценок - фильмов первой программы братьев Люмьер. Французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф» в 1985 году. 22 марта 1895 года Люмьеры устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают - пока только узкому кругу друзей - коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Но днем рождения кино станут считать 28 декабря того же 1895 года. Тогда в парижском кафе на Бульваре Капуцинов Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»... Зрители восприняли кадры фильма «Выход рабочих с завода Люмьер», узнавая в кино самих себя, но демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» заставила их вскочить с мест от страха получить травмы или быть задавленными двигающимся поездом. В России кино началось с показа этих же фильмов и работ отечественных операторов В.Сашина и А.Федецкого, снявших ряд хроникальных сюжетов. Первые сеансы прошли 16 мая 1896 года в Петербургском саду «Аквариум» и в Московском театре оперетты «Эрмитаж», позже на знаменитой Нижегородской ярмарке. Первый же настоящий кинофильм был создан режиссером В.Ромашковым в мастерской петербургского фотографа А.Дренкова в 1908 году. Он назывался «Понизовая вольница» (о Стеньке Разине).
242 года назад (1764) в Петербурге основано первое в стране учебное учреждения для женщин - Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре (Смольный институт)
Смольный институт основан в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной. Инициатором создания первого в России женского учебного заведения для воспитания 200 «благородных девиц» был действительный тайный советник Иван Бецкий (царствование Екатерины II). Начальницей института стала княгиня А.С.Долгорукова. В Смольном институте учились дочери дворян с шести до 18 лет. Предметами обучения были закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того, девицы обучались танцам, музыке, рукоделию и различным видам домоводства. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы. После смерти Екатерины II Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне управление всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Реформа Марии Федоровны коренным образом изменила характер Воспитательного общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, заменились более узкими, чисто женскими. Женщина должна быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом». В XIX веке Смольный институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д.Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т.д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и вплоть до 1917 года Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт. После революции в октябре 1917 года в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным, который работал в Смольном до переезда правительства в Москву. В советское время в Смольном находился городской и областной комитет КПСС, сейчас в Смольном размещается правительство и администрация Санкт-Петербурга.
96 лет назад (1910) родилась Ольга Федоровна БЕРГГОЛЬЦ, писательница и поэт, автор произведений об обороне Ленинграда
Родилась Ольга в Петербурге в семье заводского врача - обрусевшего немца Федора Христофоровича Берггольца. В 1925 году вступила в литературную молодежную группу «Смена». В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь». Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, стала редактором «Комсомольской страницы» газеты завода «Электросила», с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете «Литературный Ленинград». В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, где она провела полгода и где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние... обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи». В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать глашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвященные блокадному Ленинграду: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма». После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе Берггольц на радио во время войны. Позже была написана пьеса «Они жили в Ленинграде», поставленная в театре А.Таирова. В 1952 году Берггольц создала цикл стихов о Сталинграде. Новой ступенью в творчестве литератора явилась прозаическая книга «Дневные звезды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу военного поколения. В 1960-е годы вышли поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е - «Верность», «Память». Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 года в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Слова Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто» высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде.
21 год назад (1985) подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» (начало антиалкогольной кампании, продолжалась до 1988 года)
В целях борьбы с пьянством, дальнейшего укрепления общественного порядка и трудовой дисциплины в Указе предусматривались следующие меры: распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от двадцати до тридцати рублей; распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей; лица, к которым применялись меры административного взыскания за правонарушения, связанные с пьянством, могут администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом лишаться полностью или частично премий, вознаграждения по итогам годовой работы предприятия, учреждения, организации, льготных путевок в дома отдыха и санатории; им может быть перенесена очередность на получение жилой площади. Указ, содержавший полезные идеи, не учел экономических, финансовых, политических, психологических, нравственных стимулов и тормозов. Вместо того чтобы вести кропотливую, комплексную, последовательную работу, сочетать стимулирующие и тормозящие меры, кампания была сведена в основном к запретам. Запреты и ограничения выступили своеобразными стимулирующими средствами хорошо известных негативных тенденций: резко нарушились правила торговли, начало процветать самогоноварение, усилились потребление суррогатов, токсикомания, появились огромные очереди в винно-водочные магазины, обнаружилась нехватка в аптеках лекарственных препаратов, содержащих спирт. В стране, привыкшей жить в условиях нехватки всего и вся, возник новый жесточайший дефицит. Бутылка водки превратилась в эквивалент твердой валюты. Производство крепких спиртных напитков сократилось на 25 процентов, площадь виноградников - на треть. Были закрыты или перепрофилированы 83 спиртовых, 14 ликероводочных и около тысячи мелких винных заводов. С большой помпой было создано Всесоюзное общество трезвости, члены которого брали на себя обязательство не брать в рот спиртного ни при каких обстоятельствах. Туда начали «добровольно-принудительно» записывать тех, кто занимал в обществе какое-то положение и кому было что терять. Телевидение и радио пропагандировали безалкогольные свадьбы и новогодние застолья с лимонадом. Обсуждалось, надо ли вырезать из старых фильмов алкогольные сцены. Газеты тех лет были полны устрашающими цифрами количества связанных с пьянством преждевременных смертей, разводов, потерянных рабочих часов и уголовных преступлений. Тем не менее антиалкогольная кампания закончилась ничем, принеся бюджету миллиардные убытки. Общество трезвости последний раз напомнило о своем существовании весной 1989 года, когда по квоте общественных организаций получило одно место на Съезде народных депутатов.