Международный день медицинской сестры
Международный день медицинской сестры учрежден в 1971 году. Отмечается в честь английской медсестры Флоренс Найтингейл в день ее рождения 12 мая 1820 года по решению Международной организации Красного Креста. В Крымскую войну Флоренс Найтингейл организовала в Турции уход за ранеными солдатами союзников. Получив сестринское образование, мисс Найтингейл, работая сестрой милосердия, все больше осознавала необходимость специальных знаний и профессиональной подготовки. Она написала много книг и статей о назначении, роли, деятельности и квалифицированной подготовке медицинских сестер, стала основателем первых курсов сестер милосердия в Англии. В 1912 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высшую награду медсестрам, отличившимся при уходе за больными и ранеными. Каждые два года Международный Красный Крест вручает 50 медалей имени Флоренс Найтингейл.
1570 - в России основано Донское казачество
Донское казачество оформилось в 1570 году в виде организованной общины «Главное Донское войско» из людей, бежавших из центральных районов российского государства от феодально-крепостнической эксплуатации, и оседавших на Дону. Здесь в 15-м веке между Азовом и рекой Медведица образовались первые поселения казачества, независимые от центральной власти.
В конце 16-го века Донское казачье войско признало верховную власть русского царя, пользовалось широкой автономией и имело самоуправление. Русское правительство использовало войско для обороны южных границ, а с 17-го века и как вооруженную силу в войнах России. В 1705 году Петр I наградил Донское казачье войско за его боевые заслуги войсковым знаменем и шестью станичными знаменами. В начале 18-го века Донское казачье войско на правах иррегулярного войска вошло в состав вооруженных сил России и в 1721 году было подчинено Военной коллегии. В 1775 году были сформированы гвардейские донские части - лейб-гвардии Казачий и лейб-гвардии Атаманский полки. С конца 19-го века кроме конных полков в состав Донского казачьего войска входили пластунские (пешие) батальоны и артиллерия.
Обязательная пожизненная военная служба казаков была введена в 1763 году. Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) Дон был занят царскими войсками, а казачество в 1775 году утратило самостоятельность. В 1802 году территория Донского казачьего войска была разделена на округа, введено положение о военной службе донцов. В 1835 году управление Донского казачьего войска было разделено на военное и гражданское, объединявшееся в лице наказного атамана с правами военного и гражданского губернатора.
К 1917 году население Дона составляло 3,53 миллиона человек, из них более 42 процентов казаков и 25,5 процента «коренных» крестьян. Область войска Донского имела 134 станицы и 163 крестьянские волости. После февральской революции 1917 года контрреволюционное офицерство образовало «Донское войсковое правительство» во главе с атаманом А.Калединым, которое противостояло Советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове, Таганроге и ряде станиц. 16 мая 1918 года «Кругом спасения Дона» было образовано правительство «Всевеликого войска Донского» во главе с атаманом П.Н.Красновым. 10 января 1919 года Донская армия вошла в подчинение генерала А.И.Деникина. В октябре 1919 года белоказаки были разбиты под Воронежем и Касторной, а в январе 1920 года советские войска заняли Ростов и Новочеркасск. После декрета Совнаркома РСФСР от 25 марта 1920 года об учреждении в казачьих областях местных органов власти Донское казачье войско прекратило свое существование.
Упраздненное в 1920 году, казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков. Еще до принятого в 1992 году федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» союз казаков Войска донского уже был зарегистрирован в ноябре 1991 года как «добровольная общественная организация». 17 июня 1997 года издан Указ президента России «Об утверждении Устава войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
1715 - в Санкт-Петербурге был спущен на воду корабль «Ингерманланд»
1715 - в Санкт-Петербурге был спущен на воду корабль «Ингерманланд». Корабль «Ингерманланд» построен при личном участии Петра I, носил название местности, на которой вырос Санкт-Петербург. Двухпалубный трехмачтовый линейный корабль «Ингерманланд» имел мощное артиллерийское вооружение - 64 орудия и внушительные размеры: 52 метра в длину, 14 метров в ширину, глубина трюма - 6 метров. Высокие, прочные мачты и реи, изящный покрой парусов, пропорциональность всего рангоута и такелажа придали кораблю удивительную стройность и легкость. Достоинства «Ингерманланда» на этом не заканчивались. После ходовых испытаний корабля Петр I писал корабельному инженеру Р.Козенцу, принимавшему участие в строительстве корабля: «...Объявляю Вам, что «Ингерманланд» на парусах зело изрядный, так что лучше его нет, и только не отстают от него братья его; а приемыши все назади...». Вскоре после спуска на воду корабль был введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота и стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I ), который в течение нескольких лет держал свой флаг на этом корабле. В 1721 году Петр I приказал хранить «Ингерманланд» для памяти потомства. Но через некоторое время эта драгоценная реликвия пришла в запустение, и в 1764 году корабль был разобран.
1945 - открылся Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
Новосибирский академический театр оперы и балета - один из крупнейших в России, по праву является архитектурным символом столицы Сибири. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры, не имеющее аналогов в мире по своей грандиозности и масштабности: здесь должны были происходить праздничные торжества, предусматривавшие возможность выхода на большую сцену театра целых колонн демонстрантов, выезд тракторов и машин. Строительство уникального здания было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект. Архитектура здания уникальна - его основой является огромный купол диаметром 60 метров над зрительным залом в 2000 мест, построенный без использования контрфорсов и ферм. Такая конструкция стала первой в Европе, и проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Большой зал окружен обширным кольцевым фойе, многочисленными дополнительными помещениями и малыми залами. Общая площадь здания - около 12 тысяч квадратных метров, а физический объем его помещений превышает объем московского Большого театра.
После начала Великой Отечественной войны в здании Новосибирского оперного театра было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей мирового значения. В помещениях театра были размещены экспонаты государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, ленинградских музеев, горьковского, смоленского, сумского музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, ценности украинских музеев и др. Временное хранилище музейных фондов с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Репина, Сурикова, Васнецова, Рубенса, Рембрандта, Матисса, гравюрами и восточными масками получило название филиала государственной Третьяковской галереи. За время хранения было организовано около 20 выставок, которые посетили свыше 500000 человек. В то же самое время в мастерских строящегося здания театра было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и минометов для фронта. В начале лета 1942 года, в тяжелейшее для страны время, Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных пусковых объектов. Уже в ноябре, на недостроенной сцене театра, эвакуированный из Ленинграда симфонический оркестр под управлением Е.Мравинского исполнил «Блокадную» - Седьмую симфонию Д.Шостаковича. Открытие театра состоялось 12 мая 1945 года оперным спектаклем М.Глинки «Иван Сусанин», генеральная репетиция которого прошла 9 мая 1945 года. Театр был первым из российских не столичных театров, получивший звание «академический» в 1963 году. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета является сегодня одним из крупнейших театров России, имеет широкую международную известность. Значительная часть труппы - лауреаты и дипломанты престижных отечественных и международных конкурсов. С момента основания в театре прошло более 300 премьер, были возобновлены оперные и балетные спектакли.
1871 - умер Франсуа ОБЕР
1871 - умер Франсуа ОБЕР, французский композитор, мастер французской комической оперы
Родился 29 января 1782 в Кане. Первый публичный успех принесла ему комическая опера «Пастушка - владелица замка» (1820). Продолжая работать для оперного театра, Обер сотрудничал с Э.Скрибом, наиболее известным драматургом и либреттистом Франции того времени. Вместе они создали новый тип комической оперы с занимательными, авантюрно-приключенческими сюжетами, стремительным действием, изящной, остроумной музыкой. Среди комических опер можно выделить «Фра Дьяволо» (1830), «Бронзовый конь» (1835), «Черное домино» (1837) и «Бриллианты короны» (1841). Хотя ни одну из этих опер нельзя назвать шедевром, все они отмечены вдохновением и тем мелодическим обаянием, которые и принесли сочинениям Обера всеобщее признание. На сцене парижской «Опера» Обер дебютировал с операми «Немая из Портичи» (1828) и «Густав III» (1833) - произведениями, во многом определившими развитие жанра французской «большой оперы» в XIX веке. «Немая из Портичи» Обера вошла в историю как попытка создания масштабной исторической музыкальной драмы. Благодаря ей на сцене «Опера» появились новое освещение и стали применяться технические эффекты, которые ранее использовались в парижских театрах на бульварах такими деятелями, как Л.Дагэр и Р.Фультон. Обер старался, чтобы его музыка соответствовала размаху и острым коллизиям избранного сюжета, однако он не был создан для высокого трагического стиля: гораздо лучше композитору удавались жанровые сцены. В целом музыка Обера грациозна, прозрачна по фактуре, мелодична и непритязательна. По характеру полученного образования и по складу личности Оберу больше подходила камерная комическая опера, к которой он и вернулся после «Густава». В 1829 году Обер был избран членом Французской академии. В 1842 король Луи Филипп назначил его директором Парижской консерватории, а в 1857 году Наполеон III присвоил ему титул придворного композитора. Умер Обер в Париже 12 мая 1871 года.
1933 - родился Андрей Андреевич ВОЗНЕСЕНСКИЙ
1933 - родился Андрей Андреевич ВОЗНЕСЕНСКИЙ, поэт.
Андрей Вознесенский родился в Москве. Тяга к поэзии проявилась у него еще в юности. В четырнадцать лет, будучи учеником шестого класса, послал свои стихи Б.Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского: дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, - все это было бесценно для начинающего поэта. Продолжал образование Вознесенский в Московском архитектурном институте, который окончил в 1957 году. С 1958 года в печати появляются первые стихотворения молодого поэта. В 1960 году почти одновременно вышли два сборника стихов Вознесенского - «Мозаика» и «Парабола». , сразу привлекших к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков и властей, ругавших поэта. Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила остросовременную, новаторскую, во многом экспериментальную поэзию, воплощающую в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. По словам Пастернака, вступление Вознесенского в литературу было «внезапным, стремительным, бурным». Поездка в 1961 году в США вылилась в сборник «Треугольная груша» (1962), с позиций того времени неслыханно дерзкий. В 1960-е годы появилась возможность поездок за рубеж: Вознесенский выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967); в Нью-Йорке выступления были запрещены. Поездки в Италию, Францию и другие страны, впечатления от них становились строками его стихов. В 1964 году поэт публикует сборник «Антимиры», инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 году выходит сборник «Ахиллесово сердце», затем - «Тень звука». В 1979 году принимал участие в альманахе «Метрополь». Автор сборников стихов «Взгляд», «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер», «Соблазн», «Избранная лирика», «Безотчетное», «Ров», «Аксиома Самоиска», «Видеомы», «Casino «Россия», «На виртуальном ветру», «Страдивари сострадания» (1999) и многих других. В 1981 году по поэме «Авось» Марком Захаровым в театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось». В 1982 году Вознесенский обращается к прозе, написав повесть «О». Через два года была опубликована книга «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». Андрей Вознесенский - почетный академик Американской академии искусств, Французской и Баварской академий, Российской академии образования, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Лауреат Государственной премии СССР (1978) год в области литературы, искусства и архитектуры за книгу стихов «Витражных дел мастер». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание».