Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Парижская встреча переговорщиков по Ирану, названная журналистами «секретной», в силу того, что представителей СМИ к дипломатам не подпустили ни до ее начала, ни после ее окончания, как и следовало ожидать закончилась провалом, т.е. ничьи позиции существенных изменений не претерпели. США ратуют за принятие самой жесткой резолюции в СБ ООН по атомному иранскому досье, европейцы в целом склоняются к американскому предложению, а Пекин и Москва – постоянные члены Совета Безопасности – по-прежнему настаивают на переговорах. Так что организаторы встречи тщательно скрывали новость и без того известную всему миру.
Чтобы как-то облегчить трудное положение Пекина и Москвы представитель США при ООН Джон Болтон, открыто подсказывает им выход – воздержаться при голосовании в СБ по иранскому вопросу. Если же Совет Безопасности ООН будет скован разногласиями между членами совета, - продолжил Болтон, - и окажется не в состоянии воздействовать на Иран, то США и другие страны-единомышленники могут сами принять карательные меры против Тегерана. Об этом же говорят и другие представители США. О возможности введения санкций против Ирана без решения СБ ООН только что заявил также официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.
Впрочем, и в Москве вынуждены корректировать свою позицию. Глава думского комитета по международным делам Константин Косачёв только что заявил, что Иран демонстративно отказывается соблюдать требования Совбеза ООН и это может привести к серьёзным последствиям. Косачёв не исключил, что на Иран могут быть наложены санкции.
Еще интереснее, рассуждения разведчиков, военных и мнения независимых экспертов. Представители американской разведки открыто признают, что знают об Иране крайне мало, что, однако, успокаивать Тегеран не должно. Напротив, это верное свидетельство того, что именно сейчас в игру вливаются все необходимые финансовые, материальные и интеллектуальные силы США и их самых надежных союзников. Трудно считать совпадением, что именно в разгар американо-иранской полемики военные объявили об успешном испытании на полигоне авиабазы Эглин (Eglin) во Флориде сверхмощной (10-тонный боезаряд) авиабомбы MOAB (Massive Ordnance Air Burst), сразу же переименованной в прессе в «Мать всех Бомб» (Mother Of All Bombs). Не исключено применение и ядерного тактического в первую очередь «антибункерного» оружия. Стоит ли после этого удивляться, что Москва упорно настаивает на переговорах – ядерная война рядом с ее границами России, естественно, не нужна. Тем более, ядерная тема отнюдь не блеф. Американским военным следует проработать "любые варианты действий" в отношении Ирана, нельзя исключить и применение ядерного оружия - такое мнение в прямом эфире CNN выразил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.
К применению самых жестких мер, США толкает не только принятая ими на вооружение доктрина превентивного удара. Кстати, напомним, что сама по себе данная доктрина есть болезненное проявление застарелого синдрома Перл-Харбора, а так же довольно спорная уверенность в том, что вмешайся США в европейские дела раньше, можно было бы остановить Гитлера в самом начале. Не зажила и травма, связанная с варварским захватом в Иране американских заложников. Так что в данной ситуации не обошлось и без «старины Фрейда». Наконец, не могут не тревожить воображение американцев и некоторые прогнозы. Збигнев Бжезинский, например, предсказывает США в Иране тридцатилетнюю войну и, как результат, крушение мирового лидерства. Вывод из такого прогноза напрашивается сам собой. Либо вообще не воевать, либо побеждать быстро и бить немилосердно. Так что все заставляет американского орла сейчас особенно внимательно смотреть вокруг и тут же клевать даже просяное семечко, если оно покажется ему дробинкой. Вторжение в Ирак на основании недостоверных данных, похоже, было лишь началом. Тем более, презумпция невиновности не работает в отношении Ирана. Позиция Тегерана, который, защищая свое право на мирный атом, успел уже наговорить много противоречивого и вообще лишнего, работает не на него.
О том, что война неизбежна, утверждают даже некоторые независимые российские эксперты. "Я считаю, что те действия, которые предприняты, и та пропагандистская аранжировка, которую мы имеем, позволяют с высокой степенью достоверности утверждать, что нанесение ракетно-бомбового удара... предрешено", - заявил Михаил Делягин, председатель президиума Института проблем глобализации. - Исходя из предвыборной мотивации, это должно случиться в конце весны или лета", - добавил политолог. Слухи же говорят о том, что в Ереване – столице Армении богатые иранцы азербайджанского происхождения, не дожидаясь начала боевых действий, уже начали на всякий случай срочно скупать жилье.
В свою очередь, пресса полна версиями о том, каков будет иранский ответ. Британская The Sunday Times, ссылаясь на свои источники в Тегеране, утверждает, что у Ирана заготовлен "адекватный ответ". Это - 40 тысяч обученных смертников, которым предстоит атаковать американские, израильские и британские цели. Уже выбрано 29 таких "мишеней". Сам Иран, устами своего президента, угрожает ассиметричным ответом по Израилю. Идея перекрыть Ормузский пролив озвучивалась иранцами уже многократно.
Короче говоря, Перл-Харбор и «старина Фрейд» обещают множество новых болезненных неприятностей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции