ЛАРИСА САЕНКО
КАТМАНДУ, 22 апр - РИА НОВОСТИ. В Непале оппозиция намерена бороться с монархией "до победного конца".
Многие активисты и манифестанты Непала в пятницу вечером отвергли воззвание короля Гьянендры, пообещавшего народу возвращение к демократии и передачу исполнительных полномочий правительству, главу которого назовет оппозиция.
"У нас нет мобильников, поэтому мы вот так посылаем партиям свой сигнал. Мы будем бороться до победы, мы хотим свободы и демократии", - объясняет Робин, студент медицинского колледжа, подбрасывающий автомобильную шину в громадное пламя в районе Самакуси на севере Катманду.
Лидеры семи партий, возглавляющих оппозиционный альянс, уже несколько часов ведут дискуссию за закрытыми дверями - обсуждают сложившуюся ситуацию. По поступающим скудным сведениям, подавляющее большинство оппозиционеров требует продолжать протесты.
Кольцевая дорога объята кострами, демонстранты надевают платки на лица, чтобы защитить себя от едкого дыма.
Сторонники силового давления говорят, что король должен изменить конституцию, ограничив свои полномочия, и провести наконец выборы в парламент, распущенный им еще в 2002 году.
Призыв короля лидеры бастующих сразу оценили как попытку расколоть оппозицию и сохранить свою власть.
"Мы будем протестовать даже несмотря на решение, которое примут семь партий. Нам вообще не нужен король. Если он пообещал отдать власть народу, то пусть убирается из Непала", - на хорошем английском рассуждает коренастый крепыш, представившийся "просто рабочим".
Его сопровождают стройной шеренгой несколько десятков парней.
В районе Гангбу Чоак также пылают костры. Дорога перекрыта мешками с песком и мотками колючей проволоки. Несколько дней назад именно здесь при столкновении с полицией погибли три человека. Мешки с песком и проволока - трофеи из разгромленного повстанцами полицейского участка.
Здесь же, у огня, лежит мертвая корова. "Она была ранена и вот умерла", - объясняют прохожие. В Непале, как и в Индии, корова - священное животное.
Хоронить священную корову, над которой собираются мухи, никто не спешит. Городской сервис не работает более двух недель, а активисты заняты вырубкой деревьев на костры. Сорокаметровые баньяны с шумом падают на землю под радостные возгласы.
"Много нужно лет, чтобы вырастить такое дерево. Это баньян, под таким деревом медитировал Будда", - грустно замечает лавочник, сидящий возле витрины своего нехитрого товара.
Люди с явно крестьянской наружностью горячо начинают что-то говорить - владеющие английским переводят, что семь партий должны не забыть о требованиях маоистов, своих союзников.
Вооруженые боевики, контролирующие горные районы, более десяти лет сражаются с монархией. В результате, по разным источникам, погибли от 13 до 16 тысяч человек. Они уже заявили, что отвергают компромисс короля.
На кольцевой Катманду вновь маршируют колонны демонстрантов, прибывающие из окрестностей. Жители самой столицы, взятые в 16-дневную блокаду, говорят, что устали и хотят мира.
"Эти парни у костров не хотят понимать, что в любом случае власть получат не они. А мой бизнес приблизился к полному нулю", - вздыхает туристический гид.
Главные внешние союзники оппозиции - США и Индия - одобрили шаг Гьянендры к компромиссу, оценив его как начало диалога к установлению демократии и стабильности в этом гималайском королевстве.