Обозреватель РИА - Новости Анатолий Королев.
В этом году национальную премию «Поэт» получила поэт и прозаик Олеся Николаева. Пожалуй, сегодня это самая внушительная денежная премия для поэтов в стране - 50 тысяч долларов. Ее вручает Общество поощрения русской поэзии, которое поддерживает могущественное РАО «ЕЭС России».
Победа Олеси Николаевой ломает устоявшийся порядок, когда лавры венчают только обойму известных литераторов.
В прошлом году эту премию - первую в первый раз, - получил петербуржец Александр Кушнер. Я был тогда в зале отеля «Ренессанс» и признаюсь, подумал, что новая премия покатилась по проторенной дорожке. В лауреаты попадут только признанные имена. За Кушнером последует либо Андрей Вознесенский или Евгений Евтушенко либо Бела Ахмадуллина. Все имена самые достойные, но увенчанные лаврами не один десяток раз.
Этой предсказуемостью, например, страдает премия «Триумф», она венчает лаврами только примелькавшихся. «Триумф» почти никогда не рискует и не открывает новых имен.
Я рад, что ошибся.
Олеся Николаева (1955) - поэт трепетный и глубокий - не входит в классическую обойму триумфаторов. Ее имя хорошо известно знатокам, но почти ничего не говорит широкой публике. Между тем, Олеся печатается с 1972 года. Начав, как поэт светский, она постепенно ставит в центр своего мироздания проблемы духа, христианские ценности бытия, космос человеческих чувств, связанных с учением Христа, проживание веры. Ее муж, известный священник и литературный критик, а так же знаток христианской этики Владимир Вигилянский.
Творчество Олеси уже озарено премиями, она отмечена стипендией А. Тепфера, медалью города Гренобль, премией имени Пастернака.
Это удачный и заслуженный выбор.
Что ж, наши аплодисменты жюри премии, Попечительскому совету, ее председателю Александру Кушнеру, член-корреспонденту РАН Александру Лаврову, профессорам Николаю Богомолову, Владимиру Новикову и Дмитрию Баку, а также критикам Сергею Чупринину, Ирине Роднянской, Павлу Крючкову, Самуилу Лурье и Андрею Немзеру.
В этом году жюри обсуждало кандидатуры 10 поэтов, но имена их не разглашались. Точное психологическое решение.
Что ж, Олеся Николаева - первая ласточка перемен. Глядишь, появятся шансы на лавры и у Эдуарда Лимонова, который не только глава нацболов, но еще и один из самых ярких лирических поэтов нашего времени. Но!
Но не скрою.
Вручение премии, никак не отменяет то маргинальное положение, которое занимает современная поэзия в нашей культуре. Да и в мировой тоже. Поэт из романтического пророка, каким был, например Байрон или Маяковский, из трибунов какими являлись наши шестидесятники, превратился в экзотический баобаб на пустынном острове.
оследним, кто влиял на дух современности, был, пожалуй, Пастернак. О Бродском этого уже не скажешь. А имена великих поэтов ХХ века Хью Одена, Такубоку, Элиота или Валери известны единицам.
В этом вымывании письменной поэзии из кровообращения культуры я вижу результат культа потребления духа. Современный Ромео и Джульетта доверят слова любви поп-музыканту, который прокричит в микрофон про их чувства гораздо более мощно и страстно, чем скажут они сами. Влюбленным остается только вместе раскачиваться на концерте.
Сменился тип посредника между чувствами и человеком. Раньше эту функцию обмена эмоций исполнял поэт. Сегодня - эту роль присвоили фигуры масскульта. Погибший Цой - один из таких идолов. БГ - Борис Гребенщиков - пытается быть одновременно и поэтом и поп-звездой. Дмитрий Александрович Пригов - большой поэт очень чуткий к запросам времени, - тоже стал петь гортанным воем пьяной кикиморы свои стихи. Сам дух эры потребления требует от поэта продажности. Стоимость билета на концерт поп-звезды стала важным элементом качества поющей поэзии. Так же как и то, в чем ты одет придя на концерт.
А ведь суть поэзии: бедность и молчание. Поэзия это всегда звучание «про себя». Микрофон и тишина - вещи несовместимые.
Задача поэта дарить боль, сострадание, а не душевный комфорт.
Ход цивилизации, увы, показывает, что тяга к тотальному комфорту растет, и что маргинальность поэзии будет только возрастать. Тем более важно во времена падения слова сплотиться ценителям поэзии в орден духа, который будет стоически, стиснув зубы утверждать право поэзии на исключительность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции