Михаил Маргелов, председатель Комитета Совета Федерации по междуна-родным делам, вице-спикер ПАСЕ – "РИА Новости".
Люди любой расы и вероисповедания должны спокойно себя чувствовать на улицах европейских городов: такова одна из базовых европейских ценностей. Но Европа обязана быть эталоном верности своим ценностям, чтобы давать отповедь нацистским выступлениям, где бы они не проходили. Неонацизм подрывает эти ценности изнутри. Терпеть неонацизм – значит отрицать все, что сегодня формирует европейскую идентичность, потерять привлекатель-ность для остального мира, так называемую "мягкую силу".
Неонацизм разрушает европейскую интеграцию, основанную на плюрализме и многообразии культур. Мы видим, что сегодня в странах Европы отноше-ние к иммигрантам резко ухудшилось. Ненависть к "иным" и "цветным" час-то даже не скрывается. Она используется как пропагандистский материал на выборах и референдумах. Мы не можем не замечать этого, зная последствия такого рода пропаганды.
В прошлом году мировое сообщество отметило шестидесятилетие окончания Второй мировой войны. Мы вспоминали не только последствия этой бойни, которая унесла 55 миллионов человеческих жизней, не только одержанную союзниками решающую победу на европейском театре. Мы вспоминали так-же и о причинах войны, о том, что фашизм зародился в самом центре Евро-пы, и о том, что именно в Европе им были совершены вопиющие преступле-ния против человечества, включая Холокост.
Сегодня, когда европейские ценности уважения прав человека восприняты далеко за пределами континента, нам следует вновь всмотреться в историю Европы. Не для того, чтобы эту историю переписать, как стараются некото-рые, а для того, чтобы ее черные пятна не проявились вновь. Потому что ев-ропейские ценности приходится охранять. И не от нашествий извне, а от па-радоксальных для этих ценностей явлений, присущих именно Европе. Я имею в виду тревожные случаи возрождения элементов нацизма, оживления неонацистского подполья.
Итоги Нюрнберга прочно вошли в правовое сознание европейских госу-дарств – мы знаем о судебных процессах в Великобритании, Германии, Ав-стрии, России над допустившими нацистские выходки лицами. Мы знаем о строгих законах, которые запрещают легальный нацизм в Польше, Италии, Болгарии и так далее. Но я не буду перечислять все случаи проявления нео-нацизма и наказания за них. Состояние этой проблемы в своей стране должен знать каждый. Моя цель – коснуться лишь некоторых тенденций, которые меня тревожат. И я уверен, что эта тревога не только моя.
Молодые люди, идущие в обнимку с ветеранами СС по улицам некоторых европейских столиц, убийства "цветных" в Санкт-Петербурге или в Вороне-же – это не издержки субкультур. Это возрождение преступной идеологии. Правозащитники фиксируют эти многочисленные случаи. Но сила неонациз-ма даже не в количестве его проявлений, а в попустительстве общества. Именно равнодушие допускает возрождение идеологии, которая, казалось бы, похоронена навсегда.
В погромах участвуют и юные немецкие неонацисты, и члены английских группировок "Комбат-18" и "Белые волки". Увеличивается количество нео-нацистских групп в Испании, Австрии, Чехии, Германии. Неонацистские объединения порой заявляют о своей непричастности к насилию, выдают се-бя за наблюдателей, но это - "участвующие наблюдатели". Как и все мы, если будем проявлять равнодушие.
Интернет полон неонацистских сайтов, в том числе на русском языке. И если вспомнить недавний инцидент в Московской синагоге, влияние их заметно. Еврейское агентство указывает на рост антисемитизма, помимо Украины, также в России. На этих сайтах – не только объявления о купле-продаже на-цистской атрибутики, на них и пособия для изготовления бомб.
Стираются границы действия неонацистских группировок. Немецкие скин-хеды участвуют в акциях в Чехии, расистские публикации на русском языке печатаются в Финляндии. Экстремисты появились в странах с высоким уров-нем толерантности. Вспомним первое в новейшей истории убийство на расо-вой почве в Норвегии в январе 2005 года. В ходе расследования были аресто-ваны пять норвежских неонацистов. Тревожит тот факт, что некоторые вла-сти проводят политику согласия с неонацистской пропагандой. Только в этом году латвийские власти предприняли, наконец, вялые меры против марша бывших эсэсовцев 16 марта.
Между тем, СС вместе с СД и Гестапо были признаны в Нюрнберге крими-нальными организациями. Нюрнбергский трибунал задал установки, которые полностью совпадают с ценностями современной Европы. Мы не можем жертвовать этими ценностями ради прав неонацистов и борцов за тоталита-ризм.
В Страсбурге идет процесс по жалобе российских национал-большевиков. Им было отказано в регистрации. Мне не известно, что представили суду от-ветчики и истцы, но экстремистские и антидемократические устремления этой партии в России известны хорошо. Недавно под давлением обществен-ного мнения сменилось руководство другой российской партии - "Родина". Эта партия замечена в разжигании национальной розни. Сменится ли идеоло-гия этой партии – вопрос.
Во всяком случае, молодое гражданское общество России проявило себя соз-данием в прошлом месяце "Объединения гражданского сопротивления фа-шизму". Сегодня почти две трети граждан России полагают, что неонацисты представляют реальную угрозу. При этом треть опрошенных в марте текуще-го года утверждает, что приверженцы фашистских идей есть в их городах. "Объединение гражданского сопротивления фашизму" призвала Федеральное Собрание "срочно провести экспертизу законов, связанных с борьбой против ксенофобии и фашизма, усилить надзор за их соблюдением".
Российская судебная система, отметим, избегает квалифицировать дела по погромам и убийствам на расовой или религиозной почве соответствующими статьями уголовного кодекса. Замечено стремление свести суть этих дел к хулиганству, грабежу или бытовым дракам. Настораживает, что в ряде слу-чаев общественное мнение в лице присяжных сочувствует обвиняемым в разжигании религиозной и национальной розни, вплоть до оправдания. Оп-равдательный приговор недавнего суда присяжных над подозреваемыми в убийстве таджикской девочки в Петербурге вызвал много вопросов у россий-ской общественности. Спустя несколько дней в том же городе была убита еще одна девочка – на этот раз мулатка. Одновременно в Интернете появи-лось «Пособие по уличному террору» с подробными инструкциями о том, как "вести охоту на цветных".
Проявления нацистской идеологии и соответствующих ей действий необхо-димо считать вызовом Парламентской Ассамблее Совета Европы – полити-ческому органу организации, которая уполномочена защищать демократию и права человека. Нужно продолжить линию наших ответов на этот вызов, от-раженных в резолюциях и конвенциях. Уместно вспомнить о Европейской Конференции против расизма, организованной Европейской комиссией про-тив расизма и нетерпимости, о национальных круглых столах на эту тему. Надо энергично следовать принятому на Третьем саммите Совета Европы в Варшаве Плану действий. План прямо призывает нас усилить борьбу с ра-сизмом и нетерпимостью.
Дело, однако, в том, чтобы все идеи, которые содержатся в перечисленных документах, дошли до общественности и политических лидеров, вынудили к непредвзятому обсуждению этих проблем. Иначе нам придется вновь и вновь лишь "сожалеть" о растущем количестве проявлений нацизма. И никогда не следует забывать, что Гитлер пришел к власти демократическим путем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции