В среду два крупнейших продуктовых ритейлера – сети магазинов"Пятерочка" и "Перекресток" - объявили о своем слиянии. Как отмечает "Коммерсантъ", для российского рынка эта сделка станет "беспрецедентной как по объему ($1,365 млрд), так и по сути - лидеры рынка розничной торговли еще ни разу не объединялись".
Сделка будет проходить в два этапа. Сначала Pyaterochka Holding N.V., управляющая сетью дискаунтеров "Пятерочка", выкупит "Перекресток" у "Альфа-групп", инвестфонда Templeton и менеджмента сети за $300 млн и 15,8 млн своих акций. В свою очередь, "Альфа-групп" приобретет контрольный пакет объединенной компании за $1.178 млрд, сообщает "AK&M".
По итогам всех сделок "Альфа-групп" и ряд топ-менеджеров "Перекрестка" получат 54% акций Pyaterochka, у основателей "Пятерочки" - Андрея Рогачева и Александра Гирды - останется 21,2-процентная доля в ее уставном капитале, у Templeton – 2,1%. Таким образом, free-float акций Pyaterochka снизится до 22,7% с нынешних 32%.
Сделку планируется закрыть к концу второго II квартала текущего года. Если сделка не состоится, ее участники должны будут выплатить существенные штрафы. Если штраф будет платить "Альфа" акционерам "Пятерочки", то розничная сеть сможет получить $15 млн из суммы санкций.
Объединенную компанию возглавит председатель Совета директоров "Перекрестка" Лев Хасис, а финансовый директор "Перекрестка" Виталий Подольский сохранит свой пост в новой структуре. В Совет директоров компании войдут независимый директор Дэвид Нобл, акционеры "Пятерочки" Андрей Рогачев и Татьяна Франус, а также пять представителей "Альфа-групп", включая Михаила Фридмана и гендиректора "Перекрестка" Александра Косьяненко. Кроме того, в конце года в Совете должен появиться второй независимый директор.
Косьяненко во главе "Перекрестка" сменит операционный директор компании Павел Мусял, а нынешний топ-менеджмент "Пятерочки" продолжит работу в компании.
Для финансирования своих расходов по сделке Pyaterochka привлечет синдицированный кредит на $800 млн, сообщает "Секрет Фирмы". Средства, которые компания рассчитывает привлечь до конца II квартала, будут направлены на выкуп акций "Перекрестка" ($300 миллионов), рефинансирование долгов ($150 миллионов) и на развитие бизнеса ($350 миллионов). Организаторами синдиката выступают банки HSBC Plc, Raiffeisen, ABN Amro и WestLB.
Кредитные эксперты отнеслись к сделке неоднозначно. После оглашения ее параметров Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's поместило долгосрочный кредитный рейтинг Pyaterochka Holding N.V., владельца сети "Пятерочка", в список CreditWatch с негативным прогнозом. Это означает, что ее текущий рейтинг BB– находится под особым наблюдением с возможностью понижения.
Проект для инвестора?
Председатель Наблюдательного совета "Альфа-групп" Михаил Фридман заявил, что "Альфа" высоко оценивает перспективы развития розничных сетей в РФ и, пока рынок растет, не намерена продавать свою долю в будущей объединенной "Пятерочке". "Конечно, мы открыты для предложений, но мой инстинкт подсказывает, что справедливую цену мы не сможем получить еще несколько лет, пока компания быстро растет", - заявил Фридман в интервью "The Times".
Тем не менее, аналитики считают, что объединенная компания потенциально станет более привлекательной для иностранных покупателей, таких, как Tesco или Carrefour. "The Times" напоминает, что "иностранные компании во главе с Ikea постепенно выходят на процветающий розничный рынок России". "Шведская компания инвестировала здесь уже более 2 млрд долларов, однако другие крупные розничные сети, например, Wal-Mart и Tesco, только собираются последовать ее примеру", - отмечает издание.
О том, что слияние двух компаний - лишь первый шаг на пути к последующей перепродаже бизнеса, пишет и "Газета.Gzt.Ru". Издание напоминает, что "Перекресток" изначально создавался как проект для западных инвесторов, но экономический кризис 1998 года помешал владельцам договориться о продаже с французским Carrefour. Впоследствии руководство компании вернулось к этому вопросу, предложив продать сеть уже американскому Wallmart. Однако тогда никаких договоренностей достигнуто так и не было.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что объединенная компания планирует выпуск GDR, что автоматически повышает стоимость проекта, а также облегчает возможность его продажи западным инвесторам, считает "Газета.Gzt.Ru". "Многое будет зависеть от того, как компания предполагает развивать свой бизнес в дальнейшем, - размышляет руководитель департамента оценки компании "Бейкер Тилли Русаудит" Александр Климов. – Если это просто слияние капиталов и ребрендинга не будет, тогда можно предположить, что это делается для привлечения внимания западных инвесторов".
Справка: "The Times" напоминает, что россияне по-прежнему приобретают 80% продуктов на открытых рынках или в небольших магазинчиках, а не в супермаркетах, однако доля последних на продуктовом рынке растет очень быстро. Иностранные розничные сети постепенно выходят на переживающий бум российский рынок, привлеченные большой численностью населения страны (149 млн человек) и ростом заработной платы, благодаря чему потребительские расходы в России в прошлом году выросли на 16%. Наступление иностранных розничных сетей возглавила Ikea. В продуктовом секторе активно действуют французская сеть Auchan, немецкая Metro и турецкая Ramstore. В этом году свой первый магазин в Москве открыл Marks & Spencer. А Dixons надеется на успешное партнерство с российской сетью бытовой техники и электроники "Эльдорадо".
От дискаунтера до гипермаркета
Пока что руководство компаний не озвучивало планов о возможном ребрендинге. Это позволяет предположить, что после завершения сделки будут сохранены обе сети. Кроме того, новая "Пятерочка" получит опцион на право покупки сети гипермаркетов "Карусель" в 2008 году (сегодня принадлежит акционерам "Пятерочки").
Как указывают аналитики рынка, подобное решение сможет положительно повлиять на будущий рост компании и расширение сети магазинов. "Я думаю, достаточно развитая региональная сеть "Пятерочки" поможет "Перекрестку" также развернуться на всей территории страны", - говорит аналитик ИК "Финнам" Владислав Кочетков.
Управляющий партнер Stas Marketing Partners Андрей Стась также полагает, что сохранение брэнда "Пятерочки" для формата дискаунтеров – удачное решение. "Не секрет, что проект "Мини-Перекрестков" развивался не слишком удачно в том числе и потому, что у большей части потребителей название "Перекресток" четко ассоциировалось с респектабельной и дорогой сетью супермаркетов",– сказал эксперт "Коммерсанту".
По мнению экспертов, объединенная компания станет крупнейшим отечественным ритейлером и фактически монополистом на рынке. "На рынке появится мегаигрок, которому будет по силам противостоять возможной экспансии западных компаний в нашу страну", - говорит Кочетков.
Справка: В составе “Пятерочки” на начало 2006 г. работал 751 универсам, в том числе 404 франчайзинговых. Основные компании сети принадлежат голландской Pyaterochka Holding, которой владеют Андрей Рогачев (35,29%), Александр Гирда (29,59%), Татьяна Франус (2,03%) и Игорь Видяев (1,01%); 32,08% акций обращаются в виде GDR на Лондонской фондовой бирже. Капитализация на 12 апреля – более $2,9 млрд. Чистая выручка в 2005 г. – $1,36 млн, с учетом франчайзинговых магазинов – $2,1 млрд.
“Перекресток” объединяет 130 магазинов, включая 88 супермаркетов, семь гипермаркетов и 34 универсама (девять из них – франчайзинговые). 90,32% акций ЗАО “Торговый дом “Перекресток” принадлежат “Альфа-групп”, 7,13% – Templeton Emerging Markets Fund, 2,55% – трем топ-менеджерам. Чистая выручка в 2005 г. – $1,015 млрд. (Источник – "Ведомости").
По словам финансового директора "Перекрестка" Виталия Подольского, в текущем году планируется открыть еще 130 дискаунтеров "Пятерочка" и более 40 супермаркетов "Перекресток".
Подольский прогнозирует выручку объединенной компании в 2008 году в размере $6 млрд без учета франчайзинговых магазинов "Пятерочки" и сети гипермаркетов "Карусель", принадлежащей основным акционерам "Пятерочки". Синергия от сделки, по мнению финансового директора "Перекрестка", в 2008 году составит $85 млн. Суммарный оборот объединенной компании, по расчетам "Коммерсанта", превысит $2,54 млрд. что выводит объединенную компанию на третье место в рейтинге крупнейших розничных торговцев после "Эльдорадо" и "Евросети".
Экономия на масштабе
Аналитики в целом позитивно отнеслись к планам по слиянию двух ведущих российских розничных сетей. По мнению экспертов Райффайзенбанка, объединение позволит компаниям поддержать рентабельность за счет экономии на масштабе и снижения конкуренции.
ФК "Уралсиб" ожидает увеличения веса компании в глазах поставщиков и роста "закупочной силы" объединенной сети. В то же время, аналитики "Уралсиба" видят минусы в объединении двух разных корпоративных культур "Пятерочки" и "Перекрестка", а также в совпадении торговых точек.
Многие эксперты полагают, что простым объединением бизнеса дело не ограничится, и новый игрок будет пытаться диктовать рынку свои условия. "Теперь они могут себе позволить пригнуть поставщиков, и явно не все выдержат новые условия. Скорее всего, они постараются добиться увеличения отсрочки платежа за проданный товар. Кроме того, увеличатся взносы на маркетинг с 3-4% до 5-6% и плата за вход в сеть. Сейчас вход в "Пятерочку" стоит $13-25 тыс. за одну товарную позицию",– утверждают в оптовой компании "Винторг".
Эпоха слияний
Как полагают эксперты, говорить о какой-либо монополизации рынка торговли продуктами питания рано. "Вряд ли новая сеть сможет выдавливать конкурентов из регионов, – приводит "Независимая газета" мнение аналитика ИК "Метрополь" Михаила Краснова. – Рынок еще слишком раздробленный. На 5 крупнейших компаний приходится около 5% всего оборота продуктов питания, который составил в прошлом году 130 млрд долл. Для сравнения в Европе крупнейших 5 компаний делают 80% оборота".
Тем не менее, многие специалисты рассматривают сделку между "Перекрестком" и "Пятерочкой" как начало эпохи слияний на потребительском рынке. Слияние двух сетей подстегнет к объединительным процессам остальных игроков розничного рынка, отмечает Би-би-си со ссылкой на аналитиков. "Эта сделка означает начало долгожданной консолидации в отрасли, которая вызвана усилением конкуренции и, безусловно, продолжится", - убежден глава аналитической службы Газпромбанка Сергей Суверов.
Иную точку зрения высказывают "Ведомости". Со ссылкой на источник, близкий к акционерам "Магнита", издание отмечает, что слияние "Пятерочки" с "Перекрестком" не вызовет волну аналогичных сделок, потому что рынок к ним все еще не готов. "Крупных игроков с оборотом в несколько сотен миллионов долларов у нас не больше 10, и большинство из них пока предпочтут развиваться самостоятельно, - считает собеседник "Ведомостей". — Все знают, что до 70% объединений крупных компаний в мире проходит неудачно. Хотя там объединяются команды, проработавшие на рынке 20-30 лет. А наши менеджеры очень молоды, и объединение, скорее, создаст задержку в развитии обеих компаний".
"Ведомости" напоминают о том, что российский рынок розничной торговли продуктами, который оценивается примерно в $129 млрд в 2005 г., все еще слабо консолидирован — три крупнейших игрока занимают на нем не более 3%, хотя в Польше этот показатель приближается к 11%, в Венгрии — к 32%, а в Германии — к 57%.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников