Дэн Браун невиновен в плагиате – так решил суд. Не успел закончиться один скандал с известным писателем, как уже назревает другой. Теперь и в России.
Журнал "Всемирный следопыт" опубликовал интервью, в котором старший научный сотрудник Эрмитажа, доцент Михаил Аникин, рассказывает о книге, написанной им 6 лет назад, и ее пересечениях с детективом Дэна Брауна.
По словам ученого, еще во время работы над книгой, до ее издания в 2000 году, он исследовал "код да Винчи" в своих статьях, читал доклады, посвященные этой теме. Кстати, и само словосочетание, по словам Аникина, родилось именно для этих работ – "the da Vinci Code", а по-русски этот феномен он предпочитал называть "загадкой да Винчи". Именно "кодом" исследования называли оппоненты, считавшие, что его деятельность ненаучна.
На выставке Рене Магритта в Петербурге в 1998 году Аникин рассказал о своих идеях и исследованиях представителям хьюстонского музея, которые спросили разрешения передать эти сведения некоему писателю, которого может заинтересовать такой сюжет для детектива.
"Я ответил, что перед публикацией должен посмотреть текст, и тогда смогу дать согласие. Еще поставил условие, чтобы автор обратился ко мне письменно. И они пообещали, что он со мной свяжется", - рассказал исследователь в интервью. Говоря об "агенте" Дэна Брауна, исследователь называет имя Уильяма Стена, художника и фотографа, который занимался оформлением выставки.
Тем временем, вышла и книга самого Михаила Аникина "Леонардо да Винчи, или Богословие в красках" в 2000 году. Основная идея ее, которая воспроизведена и в "Коде да Винчи" – загадка таинственной "Джоконды" в том, что это не портрет, как предполагали многочисленные исследователи, а картина-аллегория. По мнению Аникина, картина “составлена” из двух разных образов. Взятая отдельно правая половина фигуры очень напоминает каноническое изображение Христа, а левая половина демонстрирует удивительное сходство с Мадонной — такой, как ее писал да Винчи на других картинах. В итоге получается слияние двух главных христианских образов — Богородицы и Спасителя. Аникин называет это портретной аллегорией христианской церкви.
"Как честный человек он (Дэн Браун – ред.) должен был связаться со мной, учитывая мой джентльменский договор с американцами. Даже если бы он написал в своей книге не "по мнению ряда ученых", а "по мнению одного русского искусствоведа", я бы не имел претензий…"
Кроме этого, российский исследователь категорически не согласен трактовкой писателем образа Леонардо да Винчи: "То, что он затем предлагает, - это старая катарская ересь с точки зрения и научного, и христианского мира. И, таким образом, в конце концов падает тень не только на Леонардо, на христианство, но и на меня. Именно это я называю моральным ущербом..."
Также, по словам, Аникина, была заимствована идея с анаграммой "Моны Лизы". Сочетание Mona Lisa якобы берет свои истоки из анаграмм имен Амона и Изиды, египетских богов – Изиду также называли L'Isa. Но это было лишь догадкой – именно ее якобы использовал Дэн Браун, оставив без внимания другой вариант, по мнению питерского исследователя, более правдоподобный – это имя может быть сокращением от "Mona L'Eglise", (l'eglise – по-французски церковь), так совершенно другое значение получает образ да Винчи.
По словам Михаила Аникина, исключать того, что он обратится в суд с иском против Брауна, не стоит: "…Собираюсь связаться с Гильдией независимых адвокатов в Америке. И если они заинтересуются делом, то с их помощью привлеку Брауна к ответу за очевидный для меня плагиат в отношении идеи".
Между тем только что завершился процесс против Дэна Брауна, в котором Майкл Браджент и Ричард Лей обвиняли писателя в плагиате их книги-исследования "Священная кровь и Священный Грааль". При объявлении решения суда истцы в зале не присутствовали. Суд счел все обвинения безосновательными и постановил выплатить издательскому дому Random House, который опубликовал книгу Брауна и, по иронии, их собственную, 1,1 млн фунтов. Причем первый платеж в сумме 350 тыс. фунтов должен быть сделан не позднее 5 мая. Это означает, что, по крайней мере, одному из истцов придется продать свой дом.
Сами истцы проигравшими себя не считают – один из них так прокомментировал решение суда: «По своей природе это судебное разбирательство подразумевает конфликт между духом и буквой закона. Я думаю, по отношению к букве закона мы потерпели поражение. Но мы выиграли по духу и в этом отношении считаем себя отомщенными».
В отличие от "Кода да Винчи", книга Майкла Браджента и Ричарда Лея считается документальным исследованием, в котором приводились аргументы в пользу того, что Иисус Христос и Мария Магдалина состояли в браке и имели ребенка и что их потомки до сих пор живут на нашей планете. Писатели заявляли, что автор "Кода да Винчи" присвоил центральную тему их книги, хотя сам Браун доказывал, что влияние труда истцов на процесс создания его бестселлера было "несущественным". Поскольку лондонский суд не принял решения в пользу истцов, то теперь уже ничто не может отрицательно повлиять на начало намеченного на май проката голливудской киноверсии "Кода да Винчи".
Ранее опубликованные материалы:
Дэна Брауна обвиняют еще и в плагиате. Обобщение
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников