Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
История афганца Рахмана, который был арестован в Кабуле по доносу родственников за то, что перешел из ислама в христианство и согласно афганскому закону может быть приговорен к смертной казни, стала еще одним уроком для Запада. Примером того, что невозможно, свергнув один режим и приведя к власти новых людей, написав новую конституцию, изменить в одночасье человеческое сознание. Невозможно говорить о демократии (а мы всегда говорим о демократии именно в западных стандартах) применительно к традиционному обществу. Запад возмутился происходящим в Афганистане, исламский мир большей частью не обратил на эту историю внимания.
Абдул Рахман стал первым афганцем, попавшим в тюрьму за переход в другую веру после свержения режима талибов. Он был арестован в феврале. А 1 марта президент США Джордж Буш, который еще не знал об этой истории, посетил Афганистан, где заявил, что «гордится происходящим в стране прогрессом и тем, что принимает участие в построении афганского будущего». Спустя три недели, после того, как о судьбе Рахмана узнали мировые СМИ, Буш был вынужден оправдываться, прежде всего, перед американцами. Действительно - как в стране, которая якобы движется на пути к демократии, где конституция принималась при непосредственном участии Запада и США человека могут согласно закону приговорить к смертной казни за переход в другую веру?
Помимо Буша в сложной ситуации оказался и президент Афганистана Хамид Карзай. С одной стороны он вынужден оправдываться перед Западом, который способствовал его избранию и который оказывает его правительству военную и экономическую помощь. Но в тоже время он должен продемонстрировать собственному населению, что он является лидером страны, и что законы Афганистана соблюдаются, какими бы они ни были. Ведь легитимность президента основана на этих же законах. Проблема и в том, что как показало дело Рахмана, афганское законодательство оказалось весьма противоречивым – с одной стороны конституция опирается на законы шариата, согласно которым мусульманин, перешедший в другую веру, должен быть казнен, с другой – конституция придерживается Декларации прав человека, где оговаривается право каждого на свободу вероисповедания. При этом шариат гораздо ближе афганскому обществу, что естественно.
Здесь следует подчеркнуть – не власти, а именно родственники Рахмана спровоцировали эту историю, настрочив на него донос. И Карзай под давлением Запада поставил перед собой цель освободить обвиняемого. Но как не настроить против себя духовенство? Что делать с общественным мнением? Так агентство АП цитирует слова Хамидуллы - муфтия мечети Хаджи Якоб: «Правительство испугалось международной общественности, но если он будет освобожден – люди его убьют». А интернет-сайт «Aljazeera.net» ссылается на блиц-опросы общественного мнения в Афганистане, где большинство интервьюированных ответили, что Рахман должен быть казнен. Кроме того, телеканал «Аль-Джазира» отметил, что афганские судьи сочли призывы Запада освободить обвиняемого, попыткой оказать давление на суд и вмешательством во внутренние дела страны.
Безусловно, есть в Афганистане и те, кто осудил и факт ареста Рахмана, и возможность вынесения ему смертного приговора. Но большая часть афганского общества традиционна, и традиции в один день поменять невозможно. На чем тогда будет держаться это общество? Даже освобождение Рахмана не решит эту проблему, и отнюдь не будет означать «шага вперед», как отметила госсекретарь США Кондолиза Райс, а всего лишь удачное вмешательство Запада.
Впрочем, это не только проблема Афганистана. Речь идет о несовместимости двух подходов. Те, кто обладают «современным» сознанием никогда не поймут тех, кто продолжает жить в мире традиций – какими бы они ни были. Никому не придет в голову разговаривать с племенами-каннибалов о правах человека. Можно лишь ужасаться их обычаям, испытывать к ним отвращение, пытаться спасти тех, кто попал в плен к этим племенам – но изменить их образ мысли? Но с другой стороны, как промолчать, когда речь идет о жизни человека?
Общественное мнение на Западе возмутилось арестом Рахмана ибо чувствует несовместимость этого с тем демократически путем, на который пытаются вывести Афганистан, а также понимает, что западные правительства несут ответственность за происходящее в этой стране и соответственно судьбу афганского христианина. В исламском мире суд над этим человеком не вызвал абсолютно никакого интереса.
Новость лишь промелькнула в новостях «Аль-Джазиры». Причин на это несколько. В первую очередь – слишком много своих проблем, в том числе и тех, где речь идет о нарушении прав человека. На фоне того, что происходит в Ираке в этой сфере – суд над Рахманом просто не воспринимается как новость. У него был шанс спастись, но кто спасет иракцев? Кроме того, тема вероотступничества для многих исламских, в том числе и арабских стран, слишком болезненна, практически табу. «Если даже о мусульманах-шиитах многие мусульмане-сунниты говорят – безбожник, то, как Вы думаете, будут относиться к тем, кто принял христианство?», - сказала в беседе с РИА Новости журналист газеты «Аль-Хаят» Маналь Нахас. Впрочем, несмотря на непростое отношение к вероотступникам, многие мусульмане, в том числе и в Ливане считают дикостью смертный приговор за переход в другую веру. Ислам и исламский мир – очень разный.
Так, представитель в Бейруте шиитского духовного лидера ас-Систани шейх Юсеф Субейди, услышав об истории Абдул Рахмана, заявил «РИА Новости»: «Речь идет об Афганистане. О чем можно говорить, если они вообще не имеют понятия о том, что такое ислам. Они искажают образ ислама. Для них главное – насилие, которое ислам не приемлет». Возможно, в этой фразе кроется еще одна причина нежелания публичного вмешательства исламских духовных лидеров в события в Афганистане - понимание, что они не являются авторитетами для афганских собратьев по вере. Другие, в принципе, предпочитают не выносить на публику споры об исламе, особенно под давлением Запада. Здесь совсем другое восприятие жизни и другие проблемы. И с этим ничего сделать невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции