Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судьба афганского христианина не взволновала исламский мир

Читать ria.ru в
История афганца Рахмана, который был арестован в Кабуле по доносу родственников за то, что перешел из ислама в христианство и согласно афганскому закону может быть приговорен к смертной казни, стала еще одним уроком для Запада. Примером того, что невозможно, свергнув один режим и приведя к власти новых людей, написав новую конституцию, изменить в одночасье человеческое сознание...

Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.

История афганца Рахмана, который был арестован в Кабуле по доносу родственников за то, что перешел из ислама в христианство и согласно афганскому закону может быть приговорен к смертной казни, стала еще одним уроком для Запада. Примером того, что невозможно, свергнув один режим и приведя к власти новых людей, написав новую конституцию, изменить в одночасье человеческое сознание. Невозможно говорить о демократии (а мы всегда говорим о демократии именно в западных стандартах) применительно к традиционному обществу. Запад возмутился происходящим в Афганистане, исламский мир большей частью не обратил на эту историю внимания.

Абдул Рахман стал первым афганцем, попавшим в тюрьму за переход в другую веру после свержения режима талибов. Он был арестован в феврале. А 1 марта президент США Джордж Буш, который еще не знал об этой истории, посетил Афганистан, где заявил, что «гордится происходящим в стране прогрессом и тем, что принимает участие в построении афганского будущего». Спустя три недели, после того, как о судьбе Рахмана узнали мировые СМИ, Буш был вынужден оправдываться, прежде всего, перед американцами. Действительно  - как в стране, которая якобы движется на пути к демократии, где конституция принималась при непосредственном  участии Запада и США человека могут согласно закону приговорить к смертной казни за переход в другую веру?

Помимо Буша в сложной ситуации оказался и президент Афганистана Хамид Карзай. С одной стороны он вынужден оправдываться перед Западом, который способствовал его избранию и который оказывает его правительству военную и экономическую помощь. Но в тоже время он должен продемонстрировать собственному населению, что он является лидером страны, и что законы Афганистана соблюдаются, какими бы они ни были. Ведь легитимность президента основана на этих же законах. Проблема и в том, что как показало дело Рахмана, афганское законодательство оказалось весьма противоречивым – с одной стороны конституция опирается на законы шариата, согласно которым мусульманин, перешедший в другую веру, должен быть казнен, с другой – конституция придерживается Декларации прав человека, где оговаривается право каждого на свободу вероисповедания. При этом шариат гораздо ближе афганскому обществу, что естественно.

Здесь следует подчеркнуть – не власти, а именно родственники Рахмана спровоцировали эту историю, настрочив на него донос. И Карзай под давлением Запада поставил перед собой цель освободить обвиняемого. Но как не настроить против себя духовенство? Что делать с общественным мнением? Так агентство АП цитирует слова Хамидуллы - муфтия мечети Хаджи Якоб: «Правительство испугалось международной общественности, но если он будет освобожден – люди его убьют».  А интернет-сайт «Aljazeera.net» ссылается на блиц-опросы общественного мнения в Афганистане, где большинство интервьюированных ответили, что Рахман должен быть казнен. Кроме того, телеканал «Аль-Джазира» отметил, что афганские судьи сочли призывы Запада освободить обвиняемого, попыткой оказать давление на суд и вмешательством во внутренние дела страны. 

Безусловно, есть в Афганистане и те, кто осудил и факт ареста Рахмана, и возможность вынесения ему смертного приговора. Но большая  часть афганского общества традиционна, и традиции в один день поменять невозможно. На чем тогда будет держаться это общество? Даже освобождение Рахмана не решит эту проблему, и отнюдь не будет означать «шага вперед», как отметила госсекретарь США Кондолиза Райс, а всего лишь удачное вмешательство Запада.

Впрочем, это не только проблема Афганистана. Речь идет о несовместимости двух подходов. Те, кто обладают  «современным» сознанием никогда не поймут тех, кто продолжает жить в мире традиций – какими бы они ни были. Никому не придет в голову разговаривать с племенами-каннибалов о правах человека. Можно лишь ужасаться их обычаям, испытывать к ним отвращение, пытаться спасти тех, кто попал в плен к этим племенам – но изменить их образ мысли? Но с другой стороны, как промолчать, когда речь идет о жизни человека?

Общественное мнение на Западе возмутилось арестом Рахмана ибо чувствует  несовместимость этого с тем демократически путем, на который пытаются вывести Афганистан, а также понимает, что западные правительства несут ответственность за происходящее в  этой стране и соответственно судьбу афганского христианина. В исламском мире суд над этим человеком не вызвал абсолютно никакого интереса.

Новость лишь промелькнула в новостях «Аль-Джазиры». Причин на это несколько. В первую очередь – слишком много своих проблем, в том числе и тех, где речь идет о нарушении прав человека. На фоне того, что происходит в Ираке в этой сфере – суд над Рахманом просто не воспринимается как новость. У него был  шанс спастись, но кто спасет иракцев? Кроме того, тема вероотступничества для многих исламских, в том числе и арабских стран, слишком болезненна, практически табу. «Если даже о мусульманах-шиитах многие мусульмане-сунниты говорят – безбожник, то, как Вы думаете, будут относиться к тем, кто принял христианство?», - сказала в беседе с РИА Новости журналист газеты «Аль-Хаят» Маналь Нахас. Впрочем, несмотря на непростое отношение к вероотступникам, многие мусульмане, в том числе и в Ливане считают дикостью смертный приговор за переход в другую веру. Ислам и исламский мир – очень разный.

Так, представитель в Бейруте шиитского духовного лидера ас-Систани шейх Юсеф Субейди, услышав об истории Абдул Рахмана, заявил «РИА Новости»: «Речь идет об Афганистане. О чем можно говорить, если они вообще не имеют понятия о том, что такое ислам. Они искажают образ ислама. Для них главное – насилие, которое ислам не приемлет». Возможно, в этой фразе кроется еще одна причина нежелания публичного вмешательства исламских духовных лидеров  в события в Афганистане - понимание, что они не являются авторитетами для афганских собратьев по вере. Другие, в принципе, предпочитают не выносить на публику споры об исламе, особенно под давлением Запада. Здесь совсем другое восприятие жизни и другие проблемы. И с этим ничего сделать невозможно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Доступ россиян к социально значимым сайтам стал бесплатнымОператоры связи начали проверку регистрации корпоративных sim-картВ Нью-Йорке состоялась премьера нового фильма Стивена СпилбергаВ России ввели досудебную блокировку сайтов, рекламирующих финпирамидыВ России стартовала обязательная маркировка минеральной водыВ России начали наказывать за поддельную маркировку товаровВ ряде регионов начала действовать система QR-кодовВ России ужесточили ответственность за отсутствие маркировкиРоссия возобновила авиасообщение с пятью странамиВ России началась обязательная маркировка ряда молочной продукцииМинфин предложил перенести вступление в силу техрегламента ЕАЭС по алкоголюКрымчан призвали оставаться дома из-за штормового предупрежденияЧисло новых случаев COVID-19 в ЮАР выросло за сутки в два разаНАТО отслеживает ситуацию на границах альянса, заявил МИД ЭстонииЕвродепутат призвал ЕС признать сертификаты вакцинированных "Спутником V" Германия призвала НАТО использовать все возможности по диалогу с РоссиейВ Подмосковье блогеры сымитировали в Сети трансляцию с пытками человекаПсаки оценила шансы уроженки СССР получить высокий пост в Минфине Минпромторг дал прогноз по ситуации с нехваткой автоэлектроникиПри стрельбе в американской школе погибли три человека