Обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.
Юбилейная дата - 200 лет со дня указа императора Александра I о преобразовании оружейного хранилища в общедоступный музей, - хорошая причина для мысленной прогулки по истории Кремля. А прогулка - повод задать вопросы, которые давно вертятся на языке любого вдумчивого наблюдателя.
Так вот, Кремль в том виде, каким все его знают, был создан трудами великого русского государя Ивана III, который сначала женился на племяннице последнего византийского императора Софье, а затем затеял грандиозную перестройку прежней каменной крепости. Итальянские мастера в течение 10 лет возводили изумительные башни и стены, соборы и терема самого крупного военного замка в Европе. Здесь находились резиденция царя, а так же - дворец патриарха русской православной церкви. То есть, Кремль был эмблемой органического единства светской и духовной власти тогдашнего государства.
300 лет назад, в 1712 году, Петр I перенес столицу из Москвы в Петербург, и Кремль надолго потерял свою державную роль, хотя часть государственных функций за ним осталась: здесь, например, располагались Сенат и Синод. Большевистский государственный переворот, вновь повернул историческое колесо. В 1918 году Ленин перенес столицу из Петербурга в Москву, и советское правительство наспех разместили частично в самом Кремле, частью в окружающих гостиницах. При этом Кремль был подвергнут варварской реконструкции, часть его дворцов была уничтожена в целях удобства и безопасности, а храмы и монастыри закрыты. В годы сталинской диктатуры Кремль был превращен в самую секретную и неприступную цитадель власти на земле, и только после смерти вождя постепенно шаг за шагом бастион тирании стал доступен москвичам и туристам.
Сегодня от этих бурных времен остался весьма странный конгломерат зданий, храмов, дворцов, казарм, хранилищ. Во-первых, здесь находится резиденция президента России. Часть правительственных зданий по-прежнему закрыта для свободного доступа и охраняется самым строжайшим образом. Сюда входят здание Сената, где расположен кабинет президента, и Большой Кремлевский дворец, где проходят торжественные заседания Госдумы и прочие протокольные мероприятия. Тут же квартируется полк охраны Кремля, казармы для солдат и прочие военные объекты. А это весьма внушительная часть Кремля. Во-вторых, тут же разместилось пестрое хозяйство под общим названием «Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль», которому принадлежит несколько зданий, в первую очередь здание Оружейной палаты и Алмазного фонда России, а так же кремлевские храмы. Тут-то и скрыта самая болезненная проблема.
Храмы внутри Кремля - Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы - старейшие храмы Москвы. К ним нужно добавить еще и колокольню Ивана Великого - центральную визуальную доминанту крепости. Сегодня все эти храмы закрыты для верующих и существуют как части музейного комплекса. Лишь иногда, в дни религиозных торжеств, здесь проходят церковные службы, которые служит сам патриарх Всея Руси.
Храм, где горят не свечи, а электролампочки и люстры, храм, в котором проходят экскурсии и дремлют на стульях служители, производит, по меньшей мере, странное впечатление. Особенно трагичен дух главного заупокойного храма древней России - Архангельский собор. Здесь похоронены великие цари и князья, в том числе великий Иван III, Иван Калита, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Донской... всего 46 гробниц. По замыслу в заупокойном храме должна проходить ежедневная служба.
Одним словом, моя мысль понятна.
Функции светского музея и храма абсолютно несовместимы. Все попытки совместить эти функции - неудачны. Последний раз я был здесь осенью, на выставке сокровищ из кунсткамеры австрийских Габсбургов. Экспонаты разместили в здании бывшей звонницы Успенского собора. Бог мой, какая тут теснотища! Практически осмотреть экспонаты было невозможно. В пространстве, рассчитанном на нескольких монахов-звонарей, идущих по лестницам к колоколам, разместили: доспехи, картины, модели игрушек, витрины для кубков и щитов, мечи. Вежливо толкаясь, я то и дело думал, что эта толкучка в центре государства недостойна ни Кремля, ни Москвы, ни новой России.
Нынешняя юбилейная выставка «Российские императоры и Оружейная палата» разместилась все в той же звоннице, к которой добавили, правда, отреставрированную палату в Патриаршем дворце. В центре экспозиции экспонаты, привезенные из лондонского музея Виктории и Альберта, это ювелирные ценности Российской короны, проданные когда-то большевиками на аукционе Кристи, а уже позже завещанные владельцами лондонскому музею.
Но подведем черту.
Функционирование Кремля сразу в трех ипостасях - уже давно превратилось в анахронизм, чуть ли не в нонсенс.
Каждая из перечисленных ролей слишком важна, чтобы не мешать друг другу. И как бы мы ни тянули время, однажды все равно придется решать, кому отдать первенство: резиденции ли президента, православной ли церкви или музею. Что ж, не мы первые, не мы последние. Так однажды был отдан музеям Лувра королевский дворец в Париже, так однажды столица Бразилии переехала из Рио де Жанейро в Бразилиа, а римский форум великих цезарей был отдан под пешие прогулки туристов со всех концов мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции