13 марта Владимир Путин подписал федеральный закон "О рекламе", принятый Госдумой 22 февраля 2006 года и одобренный Советом Федерации 3 марта. Закон регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и госконтроля в этой сфере.
Вводится понятие спонсор
Отныне в роли спонсора может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция. Таким образом, с экранов телевизоров исчезнут сообщения о товарах – спонсорах той или иной программы.
Запрет замещающей рекламы
Запрещается реклама зонтичных брендов, когда под видом одного товара рекламируется другой, ограниченный или запрещенный к рекламе. Впрочем, производители алкоголя уверены, что способы обойти запрет будут найдены. "На определенное время табу на зонтичные бренды будет проблемой для рынка, но ненадолго: обязательно придумают что-нибудь новое", - цитирует "Пресс-атташе" слова президента ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко.
А исполнительный директор агентства Сорек Медиа Артем Донец считает, что запрет замещающей рекламы будет даже выгоден: "Многие производители алкоголя, выстраивая зонтичные бренды и размещая их рекламу на телевидении, выбрасывали деньги на ветер. Четкой связи между продуктом, брендом и тем, что показывали на экране, не было". По его данным, и Martini, создавший одноименную линию спортивной одежды, и "Смирнофф", выпустивший книгу, результатом все же недовольны.
Легализована реклама алкоголя в печатных СМИ
Закон допускает рекламу алкоголя в печатных СМИ, однако, согласно ему, реклама алкогольных напитков не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов. Запрещается реклама алкоголя, слабоалкогольных коктейлей и табака на телевидении и в наружной рекламе, а также на всех видах транспортных средств общего пользования. Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.
"Пресс-атташе" напоминает, что и раньше существенная часть издателей, несмотря на запрет, размещала рекламу алкоголя в печатных СМИ. Дело в том, что за размещение рекламы алкоголя на издателя накладывался штраф до 40 тыс. руб., и издатели просто закладывали эту сумму в стоимость размещения. Положительным моментом нового закона ряд аналитиков называет увеличение штрафных санкций за нарушение законодательства до 5 тыс. МРОТ.
Пиво – из спорта!
Ужесточаются требования к рекламе пива: пивным компаниям запретили спонсировать спортивные мероприятия. Газета "Учет. Налоги. Право" приводит слова председателя Союза пивоваров Вячеслава Мамонтова, полагающего, что из-за этого Россия может лишиться перспективы проводить крупнейшие международные соревнования, в том числе Олимпийские игры.
Долой "белые халаты" и детей! Из рекламы
Ужесточаются требования к рекламе лекарств и лекарственных средств, выписываемых как по рецепту, так и без рецепта. Запрещается использовать образы "людей в белых халатах" - медицинских и фармацевтических работников, врачей. Кроме того, вводятся ограничения на использование образов детей и подростков в рекламе социально опасных товаров (алкоголя, табака, азартных игр).
Дороги – автомобилистам!
Закон "О рекламе" запрещает также совмещать рекламу с дорожными знаками - как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях. С 1 января 2008 года предполагается запретить распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях.
Лучше меньше, да лучше
С 2008 года согласно поправкам к Закону "О рекламе" реклама не должна превышать 15% эфирного времени в час. Иными словами, длина "рекламной паузы" на телевидении будет составлять девять минут в час, а длина рекламного блока не должна превышать 4 минуты. Под общие ограничения рекламы подпадают и такие виды рекламы, как телемагазины, бегущие строки и "наложение рекламного кадра".
В настоящее время продолжительность рекламного блока на российском телевидении составляет семь-восемь минут, а "бегущая строка" в ряде регионов России часто сопровождает все время вещания телеканала.
Сокращение "рекламных пауз" в прайм-тайм приведет к суммарному сокращению доходов телевидения, уверен генеральный директор группы компаний "Видео Интернэшнл" Сергей Васильев. Кроме того, закон нанесет удар и по производителям товаров повседневного спроса. "Цены на рекламу резко вырастут, а эффективность станет гораздо ниже", - цитирует Сергея Васильева газета "Учет. Налоги. Право".
Руководитель департамента PR-проектов "ИМА-консалтинг" Михаил Сидоров считает, что новый закон выгоден местным СМИ - в первую очередь, региональным телекомпаниям, которые рекламой не избалованы. Если сегодня местным телекомпаниям трудно конкурировать с “местной” рекламой на Первом, PТР, ТВЦ, НТВ или дециметровых каналах, то в ближайшем будущем ситуация может измениться. Вероятно, региональные рекламодатели "уйдут" с федеральных каналов и будут размещать свои бюджеты на “родных” и доступных телеканалах или в местной печатной прессе и радиостанциях. А они-то на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми независимыми СМИ в стране, цитирует "Полит.Ру" мнение эксперта.
Кроме того, по новому закону, прерывание телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы. Уровень звука рекламного блока не может превышать уровень звука общего вещания.
Не злоупотреблять
Вводится норма по защите несовершеннолетних от злоупотребления их доверием. В частности, не допускается в рекламе дискредитация авторитета родителей и воспитателей и побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар.
Другие ограничения
Ограничивается реклама казино и игорного бизнеса, реклама с использованием телемагазинов.
Запрещается реклама в дни национального траура.
Запрещается реклама наркотических средств, психотропных веществ, а также взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий. Запрещается также реклама органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи.
Контроль
Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возлагается на антимонопольные органы - Федеральную антимонопольную службу. Определяются полномочия антимонопольного органа по предупреждению и пресечению ненадлежащей рекламы.
Законы и нормативные акты по рекламе
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников