Рейтинг@Mail.ru
6 марта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

6 марта

Читать ria.ru в
Дзен
- 1899 - немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин.
- 1475 - родился МИКЕЛАНДЖЕЛО (Микеланджело Буонаротти), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт эпохи Возрождения.
- 1986 - автоматическая межпланетная станция «Вега-1» выполнила программу исследований кометы Галлея.

107 лет назад (1899) немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин
     В народной медицине издавна было принято снижать жар и снимать боль водной настойкой коры ивы или вербы. Еще в древности для лечения инфекционных болезней и подагры, для облегчения боли и снижения температуры использовали разного рода экстракты ивовой коры. В 1763 году священник Эдвард Стоун сделал в Королевском обществе Лондона доклад об излечении лихорадочного озноба настойкой коры ивы. В 1838 году было показано, что активным компонентом коры ивы является салициловая кислота. Итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, определил химический состав этого вещества и успешно синтезировал его. Оно получило название салициловой («спираевой») кислоты. Однако практического лекарственного применения салициловая кислота тогда не получила. Лишь 15 лет спустя, после того, как эту кислоту в 1860 году впервые получили искусственным путем, стала употребляться ее натриевая соль. Чтобы получить другие виды салициловой кислоты, лечебное свойство которых могло бы быть еще более действенным, сотрудник компании Bayer Феликс Хофман разработал технологию производства ацетилсалициловой кислоты. Продукт получил коммерческое название «аспирин». Это название составлено из двух частей: «а» от ацетил и «спир» от Spiraea, латинского названия таволги - растения, из которого впервые была химически выделена салициловая кислота. Аспирин оказывает противовоспалительное, жаропонижающее и болеутоляющее действие, поэтому его широко используют при лихорадочном состоянии, головной боли, невралгии и при ревматизме. Аспирин способен уменьшать слипание тромбоцитов, он полезен при тромбофлебитах, предупреждает свертывание крови и образование послеоперационных тромбов, снимает приступы стенокардии при ишемической болезни сердца. Считается, что регулярный прием аспирина может снизить риск сердечно-сосудистых нарушений и уменьшает вероятность инфаркта. Оказалось также, что болеутоляющие препараты, такие, как аспирин, могут снижать риск болезни Альцгеймера или старческого слабоумия, а также замедлить потерю зрения при диабетической ретинопатии. Универсальные лечебные качества и широкое распространение в медицине дают основание назвать аспирин одним из главных лекарств ХХ века.

531 год назад (1475) родился МИКЕЛАНДЖЕЛО (Микеланджело Буонаротти), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт эпохи Возрождения
     Микеланджело Буонаротти родился 6 марта 1475 года в тосканской деревушке Капрезе, где его отец был старостой. Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию. В этом городе мальчик много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло, Джотто, Масаччио и Боттичелли. Несмотря на резкие протесты своего отца, он поступил учеником к живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться в школе искусств Лоренцо де Медичи под руководством скульптора Бертольдо. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Саванаролы, Микеланджело сначала переехал жить в Венецию, затем в Рим. В течение последующих пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» и всем известную «Пьета» в соборе Святого Петра. Тем временем во Флоренции гнев людей обернулся против Саванаролы, и он был сожжен на костре в 1498 году. В 1500 году по приглашению флорентийских граждан Микеланджело с триумфом вернулся в этот город. Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырехметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти запершись в своей мастерской, и в 1504 году на суд публики предстала его великолепная монументальная статуя «Обнаженный Давид». Микеланджело начали осаждать многочисленные заказчики. В 1505 году властолюбивый и не чуждый земных благ папа Юлий II приказал ему вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Этот проект, вызвавший у Микеланджело наибольшие огорчения за все время его творчества, послужил началом его долгих и непростых отношений с римскими папами из рода Медичи. Он потратил целый год труда над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как она была переплавлена на пушки. В период между 1508 и 1512 годами Микеланджело был занят выполнением другого колоссального проекта Юлия II - росписи Сикстинской капеллы. Героическая повесть о художнике, лежащем дни напролет на жестких подмостях и с трудом вытирающем капающую на лицо краску, стала легендарной. После смерти в 1513 году папы Юлия II его престолонаследники настояли на выполнении еще одного проекта надгробной скульптуры для их предшественника. На это было потрачено сорок лет жизни Микеланджело. «Вся моя молодость ушла в этот надгробный монумент», - писал он. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривающего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра. Колоссальная мраморная статуя Моисея и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершенного целого. Когда Микеланджело было уже почти шестьдесят лет, папа Павел III дал ему заказ на создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих Страшный суд. На это ушли последующие пятнадцать лет. В 1547 году он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра в Риме и спроектировал огромный купол - он по сей день остается одним из величайших шедевров архитектуры. Умер Микеланджело в Риме 18 февраля 1564 года, не дожив трех недель до 89 лет. Хотя он считал себя в первую очередь скульптором, его гений проявлялся во всем, чем бы он ни занимался, будь то скульптура, живопись, архитектура или поэзия.

155 лет назад (1851) умер Александр Александрович АЛЯБЬЕВ, композитор
     Имя Александра Алябьева, русского композитора и пианиста первой половины XIX столетия, широко известно в истории музыкального искусства. Алябьев - автор опер, балетов, инструментальных сочинений, свыше 180 песен и романсов. Родился Алябьев  в августе 1787 года в Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г.Миллера. Впервые как композитор проявил себя в 1810 году: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепьянных вальса. Участник Отечественной войны 1812 года. После войны остался на военной службе и поселился в Москве. Большое место в творчестве уже известного композитора занимал театр. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь». В январе 1825 года, во время открытия Большого театра, одним из авторов торжественной музыки был Алябьев. Жизнь музыканта изменило нелепое происшествие в феврале 1825 года. Он был арестован по ложному обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел  Алябьев  в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей» на слова А.А.Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой пьесой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке. Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. В 1831 году Алябьев  с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он по-прежнему ссыльный и по-прежнему под надзором местных властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме «умершей майорши Карабутовой», который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом  Алябьева»). Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора - его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен - русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа. Одним из первых Алябьев создал романсы на стихи А.С.Пушкина.

120 лет назад (1886) родилась Надежда Андреевна ОБУХОВА, певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР
     Вся жизнь и творчество певицы были тесно связаны с Москвой. Среди ее первых учителей были Э.Липман, которая в свое время училась у знаменитой Полины Виардо, прославленный педагог Уэмберто Мазетти. Под его руководством начались занятия Надежды Обуховой в Московской консерватории. Там ее учителями были Ф.К. Гедике (фортепиано); А.Секар-Рожанский и Н.Званцев (оперный класс). Окончив консерваторию, Надежда Обухова выдержала конкурс в Петербургский Мариинский театр, но не захотела расстаться с Москвой и в 1916 году поступила в труппу Большого театра. Здесь она выступала около тридцати лет. Надежда Андреевна Обухова - выдающаяся представительница русской вокальной школы. Ее голос редкой красоты имел исключительно широкий диапазон. Сочетание совершенного вокального мастерства с искренностью, проникновенностью и благородством художественной интерпретации, неповторимое обаяние отличали артистический облик певицы. Среди лучших партий - Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» Мусоргского), Кармен в одноименной опере Бизе, Полина, Любовь («Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского), Любава, Кащеевна, Ткачиха, Весна, Ганна («Садко», «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Майская ночь» Римского-Корсакова), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Марина («Борис Годунов» Мусоргского), Амнерис («Аида» Верди), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса) и многие другие. Тонкой музыкальностью, задушевностью, верным ощущением национального характера музыки, стиля и эпохи произведения было отмечено исполнение ею русских романсов, русских и неаполитанских песен, а также песен советских композиторов.

77 лет назад родился Фазиль Абдулович ИСКАНДЕР (1929), писатель
     Фазиль Искандер родился в Сухуми. После окончания средней школы учился в Московском библиотечном институте. В 1954 году окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал корреспондентом в различных газетах. Литературной деятельностью занимается с 1953 года, дебютировал стихотворением «Первый арбуз» в поэтическом альманахе «Молодая гвардия». Первый рассказ напечатан в 1956 году в журнале «Пионер». С тех пор регулярно печатался в различных изданиях («Смена», «Неделя», «Костер», «Сельская молодежь», «Юность». В 1966 году в журнале «Новый мир» опубликована первая повесть писателя - «Созвездие Козлотура», принесшее ему известность. Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии. Читателям полюбились абхазские картины «Дерева детства», давно стал знаменит и даже перекочевал на киноэкран Сандро из Чегема. Палитра Искандера - это терпкий юмор, язвительная сатира, тонкая лирика и высокая романтика. Искандер - лауреат Государственной премии СССР, премии имени Андрея Сахарова «За мужество в литературе», Государственной премии России, Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф»; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Творчество Фазиля Искандера известно читателям во многих странах. Тепло встречены читающей публикой его рассказы и повести «Летним днем», «Дерево детства», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы»,  «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен», рассказы о Чике. Его книги переведены на многие языки мира.

20 лет назад (1986) автоматическая межпланетная станция «Вега-1», полет которой осуществлялся в рамках международного проекта «Венера - комета Галлея», выполнила программу исследований кометы Галлея
     Первые исследования кометного вещества были проведены на российских аппаратах «Вега-1» и «Вега-2», которые в 1986 году сфотографировали ядро кометы Галлея. Во взаимодействии с «Вегами» работали европейский космический аппарат «Джотто», японские «Суиссеи» и «Сакигаке» (Япония). Удалось определить размеры ядра, выброс пыли, ее состав: водород, углерод, азот, кислород, натрий, магний, алюминий, кремний, сера, хлор, кальций, железо. Согласно гипотезе известного американского исследователя Фреда Уипла на основе полученных данных, кометное ядро представляет собой ледяную глыбу, состоящую из смеси замерзшей воды и замороженных газов с вкраплениями тугоплавких каменистых и металлических частиц, метеорного вещества. Образно говоря, оно похоже на «загрязненный айсберг». «Льды» кометного ядра состоят из простых соединений водорода, кислорода, углерода и азота, и с приближением такого айсберга к Солнцу они начинают интенсивно испаряться. Тогда все включенные в льды глыбы и камни с поперечником от нескольких метров до сантиметров и миллиметров обнажаются и в свою очередь выделяют адсорбированные газы и поставляют пыль. Они могут образовать рой самостоятельных глыб и камней. Фонтаны газа даже могут изменить орбиту кометы. Вокруг ядра образуется обширная светящаяся газовая оболочка - кома. Вместе с ядром она составляет голову кометы. Дальнейшее сближение кометы с Солнцем приводит к тому, что ее голова становится овальной, затем удлиняется и из нее развивается хвост. Чаще всего хвосты комет направлены от Солнца из-за давления солнечного света на молекулы газов и пылинки, выделяющиеся из кометного ядра. Ядро кометы не твердое единое тело, пусть даже астероидных размеров, а совокупность отдельных тел. Эти тела (глыбы, камни, песчинки, пылинки) слабо связаны между собой, но все-таки образуют до поры до времени единое целое. Однако с каждым приближением к Солнцу периодическая комета становится все слабее. Некоторые из них достаточно «сильны»: так комета Галлея с более длинным периодом, 76 лет, наблюдается с 466 года до нашей эры. За минувшие тысячелетия она 32 раза проходила перигелий. Комета Энке с периодом 3,3 года была открыта в 1786 году и пережила за это время не один десяток своих хвостов. А есть такие кометы, которые «не выдерживают» более двух-трех сближений с Солнцем и, распадаясь, порождают метеоритный рой, продолжающий двигаться по старой орбите. При его встрече с Землей мы наблюдаем метеорный поток.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала