БАГДАД, 5 мар - РИА Новости, Павел Давыдов. Суннит Салим Джаббар прожил в преимущественно шиитском районе Багдада Аль-Джавадейн 35 лет. Два дня назад он был вынужден переехать с семьей в район Абу-Грейб, большинство населения которого составляют мусульмане-сунниты. Оставаться в своем прежнем доме он больше не мог.
Невыносимой для него ситуация сделалась после того, как 10 дней назад в расположенном в 110 километрах к северу от Багдада городе Самарра была взорвана одна из шиитских святынь - мавзолей имамов Али аль-Хади и Хасана аль-Аскари. Это злодеяние привело к резкому росту межконфессиональной напряженности в Ираке. В различных районах страны нападениям подверглись несколько десятков суннитских мечетей, более 350 человек - как суннитов, так и шиитов - были убиты.
"После событий в Самарре мы с женой не спали ночами. Ждали, что вот-вот кто-то придет и убьет и нас, и наших детей. Дальше так продолжаться не могло, поэтому я забрал семью и временно переселился на запад Багдада в суннитский район", - сказал Салим Джаббар в беседе с корреспондентом РИА Новости.
В то время как семья Джаббара перебралась в Абу-Грейб в надежде обрести здесь покой, сотни шиитских семей, годами живших в этом пригороде иракской столицы, напротив, за последние дни уехали из него. Покидают шииты и другие районы Багдада со смешанным религиозным составом населения.
Один из таких районов - Ат-Таджи - расположенный на севере Багдада. До вторжения войск возглавляемой США коалиции в 2003 году там размещались предприятия оборонной промышленности, на которых трудились как сунниты, так и шииты.
Шиит Муртада эль-Казым проработал в Ат-Таджи многие годы. Жил, как и многие приезжие рабочие в небольшом домике, наподобие строительной "бытовки". Накануне он продал свой дом, а сам с женой и восемью детьми перебрался к брату в багдадский район Аль-Джавадейн.
"Отношения между суннитами и шиитами в Ат-Таджи за последние дни стали крайне напряженными, не знаешь, что ждет тебя завтра", - говорит он.
По сломам Эль-Казыма, в район, где шииты составляли раньше чуть ли не наполовину населения, в последнее время за счет миграции становится преимущественно суннитским. Шииты стремятся уехать из Ат-Таджи, а в тех шиитских семьях, которые еще остаются там, переезд в шиитские районы является основной темой разговоров.
Свою "времянку" Муртада продал суннитской семье, уехавшей из шиитского района Багдада - Аш-Шуаля. Подобный обмен в последнее время стал характерным для Ирака явлением.
По словам иракского психолога Халеда Ибрагима, отношения между суннитами и шиитами в Ираке и до взрыва в Самарре были далеки от идеальных. Противоречия между ними существуют уже сотни лет. Просто в годы правления Саддама Хусейна они были загнаны внутрь. Падение репрессивного режима и пришедшая ему на смену свобода слова и печати привели к тому, что эти противоречия вылились наружу.
"Многие из испытывавших на себе произвол свергнутого режима шииты стали открыто винить в своих прошлых бедах суннитов. На шиитов и суннитов стали делить иракцев и средства массовой информации", - говорит Ибрагим.
Но особенно отчетливо противоречия между суннитами и шиитами проявились, по мнению иракского психолога, после прошедших в средине декабря прошлого года парламентских выборов, результаты которых, как утверждают лидеры суннитов, были подтасованы в пользу шиитского большинства.
Иллюстрацией того, как изменилась атмосфера в иракском обществе после выборов, может служить рассказ служащего министерства здравоохранения Ирака, шиита Хусама Мухаммеда.
"После всех этих разговоров о подтасовках итогов выборов одна из моих коллег - суннитка, с которой мы проработали вместе 17 лет, и с которой нас всегда связывали добрые отношения, перестала со мной разговаривать. Она стала относиться ко мне так, словно это я фальсифицировал итоги голосования", - говорит он.
Конфликты между суннитами и шиитами вспыхивают сегодня в Ираке повсюду - на улице, на работе и даже дома, в рамках одной семьи.
"Мой брат Мудхер женат на суннитке. Жили они всегда дружно. Но в последнее время жена брата стала раздражительна, любое неверное слово может вывести ее из себя", - говорит Муртада эль-Казым.
Он вспоминает, как однажды работающий вместе с ним в Ат-Таджи старший сын брата сказал при матери, что одно из местных суннитских племен поддерживает террористов. Услышав это, она стала яростно ругать его.
"Она кричала, что не позволит никому плохо говорить о суннитах. Нам с трудом удалось ее успокоить", - рассказывает Муртада.
В этих условиях, считает Муртада эль-Казым, очередной теракт наподобие взрыва в шиитской святыне в Самарре, может поставить страну на грань гражданской войны. Вернуть ситуацию в Ираке в нормальное русло, избежать конфликта на межконфессиональной почве можно будет лишь в том случае, если религиозные и политические лидеры Ирака смогут принять быстрые и решительные меры, в том числе сформировать правительство национального единства, считает он.
"Если же они не сумеют осознать лежащую на них ответственность за единство страны и ее народа, то Ирак обречен на еще большую анархию", - считает он.