Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.
Иран фактически бросает вызов предстоящему 6 марта заседанию Совета управляющих МАГАТЭ. Прибывший в Москву для переговоров по иранской ядерной программе секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани заявил, что Тегеран в контексте урегулирования иранской проблемы в рамках МАГАТЭ не видит необходимости в возвращении Ирана к мораторию на все виды работ, связанных с обогащением урана. "Мораторий нужен, когда существует что-то опасное. Мы находимся на уровне проведения исследований, вся наша деятельность прозрачна", - сказал в среду Лариджани по прибытии в российскую столицу.
Экстренное заседание СУ МАГАТЭ по иранской ядерной программе, состоявшееся 4-6 февраля, поставило, как известно, Тегерану жесткое условие – либо Иран возобновляет мораторий на работы по обогащению урана, либо его вопрос будет передан в Совет Безопасности ООН.
Беспрецедентно сильная по составу иранская делегация, включающая Али Лариджани, руководителя Организации по атомной энергетике этого государства Гуламреза Агазаде и заместителя главы Совбеза ИРИ Али Хосейни-Таш прибыла в среду в Москву для ведения переговоров по российскому предложению о создании на территории России совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана. Именно от результатов этих переговоров во многом и зависит судьба иранского ядерного досье – будет ли передано оно в Совет Безопасности ООН, что грозит Ирану международными политическими и экономическими санкциями, а значит и эскалацией напряженности вокруг него, или же останется в ведении МАГАТЭ.
Не приходится объяснять, насколько должен быть желателен для самого Ирана именно второй вариант, о чем Тегеран неоднократно заявлял. В пользу второго варианта выступают и постоянные члены СБ ООН Россия и Китай. Что же касается США и Европы, то они, призывая Тегеран подчиниться требованиям Совета управляющих МАГАТЭ прекратить обогащение урана, подчеркивают, что если Иран примет российское предложение, «путь обращения в СБ ООН, возможно, не будет востребован». Две недели назад и Европарламент призвал Иран «серьезно» отнестись к российскому предложению.
Москва, однако, дала понять, что подписание спасительного для иранского ядерного досье соглашения о создании уранового СП возможно только в контексте возвращения Ирана к мораторию на все виды работ по обогащению урана. «…Компромисс, который позволит не допустить нарушения режима нераспространения, возможен. Для этого необходимо, чтобы Иран вернулся в мораторий и принял предложение России по созданию совместного предприятия по обогащению урана на российской территории, которое будет поддержано Советом управляющих МАГАТЭ», заявил в среду министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Мы будем объяснять Ирану преимущества этого, а также возврата в протокол (дополнительный протокол, дающий право инспекторам МАГАТЭ на необъявленные проверки ядерных объектов по своему усмотрению) к соглашению с МАГАТЭ, которое Иран подписал, но не ратифицировал», сказал также российский министр, фактически обозначив позицию России на предстоящем заседании СУ МАГАТЭ.
Между тем сам Иран придерживается несколько иного мнения в этом вопросе. Как сообщило в день вылета иранской делегации в Москву официальное иранское информационное агентство ИРНА со ссылкой на
осведомленного источника в Высшем совете национальной безопасности Ирана, Тегеран не прекратит исследовательские работы и обогащение урана даже в случае достижения договоренности по созданию совместного предприятия с Россией. «Иран занимает ясную позицию по данной проблеме, и неоднократно давал понять России, что обогащение урана является для Тегерана «красной линией», по которой не будут вестись переговоры и торг», говорится в сообщении.
Аналогичным образом сформулировал позицию Ирана по данной проблеме и министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки, когда находился с визитом в Японии. По его словам, Иран стремится в будущем осуществлять «крупномасштабное обогащение урана», и его «главной целью является обогащение урана на собственной территории». Это именно то, чего не хотят допустить ни при каких условиях США и, быть может в меньшей степени, Европа.
Российскую делегацию на переговорах возглавил секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов. Сами переговоры, проходящие в закрытом режиме, скорее всего, завершатся быстро. Иран заинтересован в поисках «разумной формулы» урегулирования ситуации, сложившейся вокруг его ядерной программы, заявил перед началом переговоров Лариджани. Но, как явствует из других заявлений Тегерана, не ущемляя при этом ни на грамм свою ядерную программу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции