Василий Зубков, экономический обозреватель РИА Новости.
В Москве повсюду развешены красочные афиши нового американского фильма «Ходят слухи», они наводят самым неожиданным образом на мысль о природе наших собственных «некиношных» слухов. Например, о том, что в результате вселенской паники, докатившейся до Сибири, возник ажиотажный спрос на пищевую соль.
Причем, чем больше власти твердят, что соли очень много на оптовых складах, и производящие ее российские предприятия могут легко увеличить в несколько раз ее выпуск, что возрос импорт из заграницы, в первую очередь из Украины, тем больше паника на местах. Население, особенно старики, увы, не верит никому, потому что его столько раз обманывали и власти, и пресса.
Слухи убийственны для вообще-то небогатого российского общества. Они рождают массовый психоз особенно среди бедных слоев общества, у которых глубоко в подсознании заложен страх перед невзгодами всех времен. И старых коммунистических, и новых капиталистических. Кстати, последний раз, когда в России расхватывали соль и спички – датируется войной с фашизмом и послевоенной разрухой.
А в нынешние времена глубокие и трагические зарубки в народной памяти нанесены гайдаровскими реформами, когда в одночасье миллионы людей стали нищими, лишившись своих сбережений, доверенных государству. Поэтому россияне живут в своей суровой реальности – с рухнувшими финансовыми пирамидами, злопамятными ваучерами и заверениями Чубайса, что на них можно купить автомашину.
Не добавили оптимизма и прочие страхи «переходного периода» - от дефицита всего-всего при стабильности, до нынешнего переизбытка товаров и разгулом, поистине, космических цен на них. Возвращаясь к соли, скажем, что за месяц ее куплено уже столько, что при норме 5 грамм в день хватит на два года!
И хотя, как уверяет Валерий Драганов, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, мол, в столице были предприняты все необходимые меры, чтобы сбить ажиотаж, цена на «белую смерть» почти мгновенно выросла в три раза. Это доказывает, что административными мерами – потребительскую панику населения не погасить. Психологи говорят, что лучший способ подлить масла в пожар слухов – это пытаться их официально опровергать. Так и с солью, сколько не говори, что ее забиты оптовые склады, если на прилавках магазинов ее нет, то и во рту солонее не становится.
Но с Драгановым можно согласиться в одном - что отсутствует нормальная предпринимательская этика у мелких и средних розничных торговцев. Их неистребимое желание заработать на технических перебоях с копеечным товаром – это живительная почва для «цыганского радио». А часто они сами и становятся источниками слухов.
И в завершение - о непохожести слухов, которые распространяются на разных этажах российского общества. Разница в том, что богатые и власть имущие передают свои новости на «ушко» друг другу. О предстоящих банковских банкротствах, о дефолтах и приватизируемых предприятиях. То есть, обо всем том, что принесет им в будущем солидную прибыль. Богатые и россияне с доходом выше среднего нехватку соли и цену на нее, скакнувшую в разы, даже не заметили. Цена соляного вопроса для них – 1,5-2 доллара в год – мизерна! Бедные же распространяют свои «пророчества», чтобы не стать еще беднее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции